Оглавление

Химические опыты 1930-х гг.

А. Кириндас, М. Павлов

Статья подготовлена по материалам РГВА.

ChmTst30001.jpg

Одновременно с созданием боевых химических машин (БХМ) на базе выпускавшихся линейных танков военные химики в середине 1930-х гг. активно занимались разработкой различных средств и приспособлений, отвечавших положениям принятой «Системы химического вооружения».

«Танкоструг» для снежной целины

Одной из важных задач являлась разработка средств дегазации (термин «дезактивация» еще не получил распространения) поверхностного слоя грунта. Речь шла о создании и технологии применения веществ-нейтрализаторов и средств удаления зараженного грунта. Была разработана и внедрена технология применения дегазирующих веществ. Кроме того, уделялось внимание огневой дегазации (выжиганию поверхностного слоя грунта и растительности), а также исследованию механических способов очистки местности от отравляющих веществ.

ChmTst30003.jpg

Снегоочиститель «Танкоструг».

Согласно положениям системы химического вооружения (СХВ), утвержденной НКО СССР в апреле 1935 г., в рамках разработки средств механической дегазации для снятия(срезания) поверхностного зараженного стойкими отравляющими веществами слоя почвы следовало принять на вооружение так называемый «Танкоструггрейдер», или «Танкоструг». В техническом задании говорилось:

танкоструг должен обладать всюдуходимостью. Управление танкостругом должно быть централизовано в танке. Струг должен обеспечивать снятие слоя почвы толщиной не менее 10 см и шириной не менее 2 м с рабочей скоростью до 3 клм. Обработанная стругом почва не должна иметь на поверхности кусков земли, зараженных СОВ». (СОВ - стойкие отравляющие вещества, прим. ВВС)

ChmTst30002.jpg

Проход в снегу, выполненный с помощью снегоочистителя на танке ХТ-26, обеспечивал возможность движения всех видов транспорта.

Создание средств обеззараживания снежного покрова являлось весьма актуальной задачей. Дело в том, что боевые отравляющие вещества, применявшиеся в годы Первой мировой войны, при низких температурах теряли боевые свойства. Это не могло не побудить начать разработку новых видов более действенных боевых отравляющих веществ, а также средств защиты от них.

По мнению военных специалистов, механический способ дегазации снежного покрова относился к числу достаточно экономичных и эффективных, но механическая дегазация ручным способом была практически невозможной в условия огневого воздействия противника. В этой связи наилучшим по эффективности виделся механизированный способ дегазации. Для изучения данного способа силами Центрального военного химического полигона (ЦВХП) был сконструирован специальный зимний вариант «Танкоструга» — «треугольник-снегоочиститель», который смонтировали на танке ХТ-26.

С «треугольником-снегоочистителем» провели семь опытов по снятию зараженного слоя снега и проделыванию проходов. Ширина дегазированного прохода составляла 2 м и могла быть увеличена во вторичном заезде. Скорость движения ХТ-26 со снегоочистителем при рыхлом снеге глубиной 30—35 см составляла 12 км/ч, на плотном снегу снижалась до 8—10 км/ч, а в глубоком целинном снегу — до 5—6 км/ч.

ChmTst30004.jpg

Испытания снегоочистителя, установленного на ХТ-26. 1935 г.

Оглавление