Т-90С обр. 1999 г. с установленной системой электромагнитной защиты. Хорошо видна укладка кабелей СЭМЗ вдоль корпуса машины. Полигон «Старатель», лето 2000 г.
Изменения затронули и ходовую часть машины. Требования к улучшению подвижности, а также к движению по асфальтированным дорогам без разрушения их покрытия (особенно актуальные у потенциальных импортеров) привели к необходимости внедрения новой гусеничной ленты с параллельным РМШ. В отличие от «старой» гусеницы с последовательным зацеплением траков, на ней имелась возможность установки так называемых «асфальтоходных башмаков». Внешне новая гусеница очень похожа на аналогичную от Т-80, однако между ними имеется одно, но очень важное и принципиальное отличие: гусеница Т-80 имеет обрезиненную беговую дорожку, а на гусенице Т-90 беговая дорожка стальная. Это дает большое преимущество в стоимости, особенно если учесть, что гусеница является ресурсной деталью. Помимо этого, при взаимодействии металла беговой дорожки и резинового бандажа опорного катка возникают меньшие потери на трение, чем при взаимодействии «резина-резина» на Т-80. Это дает выигрыш в топливной экономичности за счет меньших потерь мощности и экономию в плане больших ресурсов бандажей катков и гусеничной ленты [3]. С 1996 г. новая гусеница устанавливается на всех образцах Т-90 [4]. И именно с такой гусеницей Т-90С выступил на своей премьере на IDEX'97.
На Т-90 в дополнение к штатным навигационным системам появилась современная система спутниковой навигации. Для облегчения работы механика-водителя установлены складывающиеся зеркала и видеокамера заднего вида [5].
Еще одной новой системой, опробованной на демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней, стала СЭМЗ — система электромагнитной защиты. Она предназначена для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем путем наведения ложного магнитного поля вне проекции корпуса машины, что приводит к преждевременному срабатыванию мины.
Комплекс ВДЗ остался прежним, изменилось лишь количество блоков на крыше башни — теперь их стало 17. Пусковые установки системы «Туча» располагаются несколько по-иному, чем на Т-90С с литой башней, — на правой консоли установлены всего четыре ПУ, а еще две расположены на крыше башни.
Первый публичный показ Т-90С со сварной башней, тепловизионным прицельным комплексом и силовой установкой с дизелем В-92С2 состоялся на выставке вооружений UralExpoArms-1999. В следующем году для демонстрации на выставке в Нижнем Тагиле RussiaExpoArms-2000 танк оснастили маскировочным комплектом «Накидка» разработки и производства НИИ Стали. В рабочих документах выставки эта машина имела обозначение «Объект 188СМ», что дало повод журналистам условно именовать данный вариант как «Т-90М» или «Т-90СМ» [6].
Т-90С «Бишма» для вооруженных сил Индии
К последнему десятилетию XX века танковый парк Индии в значительной степени стал устаревать. Ставка была сделана на разработку и производство собственного танка, однако во второй половине 1990-х гг. руководству страны стало ясно, что программа создания танка «Арджун» близка к провалу. В то же самое время «заклятый друг» Индии — Пакистан приобрел на Украине крупную партию современных танков Т-84 (Т-80УД) разработки ХКБМ. Баланс сил в регионе оказался нарушенным. Индусы активно искали пути выхода из сложившегося положения. Зная крайнюю озабоченность руководства Индии создавшейся ситуацией, а также надеясь на давние связи, накопленные за время лицензионного производства в этой стране Т-72М и Т-72М1, Россия предложила танк Т-72С. Однако к этому моменту он уже не отвечал современным требованиям. Индусы знали об этом, как и о том, что на вооружение Российской Армии был принят более совершенный образец — Т-90. Несмотря на положительные результаты испытаний, Т-72С индийской армией был отвергнут.
Опытный образец танка Т-90С №1, предназначенный для испытаний в Индии. Его характерными внешними отличиями являются наличие ночного прицела «Буран» и отсутствие элементов комплекса «Штора». Для ИК подсветки служит прожектор «Луна». Полигон «Салита», 1999 г.