Оглавление

Неудобство в управлении танком создавали размещенные на левом борту рукоятка механизма закрывания крышки люка (в походном положении), панель блокировки крышки люка, рукоятка привода жалюзи, спидометр, электропневмоклапан и трубопровод. Рукоятка привода жалюзи (в положении ближе к закрытому) затрудняла управление танком (упиралась в левую руку) при управлении рычагами ПМП в промежуточном положении (между исходным и первым). Кроме того, при опущенном в походное положение правом смотровом приборе механика-водителя, правая рукоятка рычага ПМП задевала за ручку данного прибора, а в боевом положении смотрового прибора не исключалась возможность травмирования большого пальца правой руки механика-водителя. Установленные перед рукояткой привода ручной подачи топлива спидометр и лампа также создавали большие неудобства в управлении ею.

При расположении механика-водителя на своем сидении «по-боевому» и попытке повернуть танк на месте (при переводе рычага левого ПМП во второе положение) локоть его левой руки упирался в рукоятку механизма закрывания крышки входного люка до того момента, пока рычаг еще не был доведен до второго положения. Если полный ход продольной тяги ПМП был равен 135 мм, то поворот танка влево на месте мог осуществляться только при сгибе руки в лучезапястном суставе, что существенно затрудняло поворот и не исключало возможности потери управляемости. В случае если полный ход продольной тяги ПМП составлял 160 мм (верхний предел по ТУ), то левый рычаг во втором положении занимал место, при котором локоть механика-водителя упирался в рукоятку механизма закрывания крышки его входного люка, и осуществить поворот танка без разворота туловища водителя было вообще невозможно. Для поворота танка влево на месте (чтобы исключить возможность упора локтя в рукоятку привода крышки входного люка и травмирования руки) механику-водителю требовалось повернуться на сиденьи влево и, несколько отклонившись вправо, осуществить поворот.

SuT54551290.jpg   SuT54551292.jpg   SuT54551291.jpg SuT54551293.jpg 
задевание рычага за ручку смотрового прибора и упор локтя левой руки механика-водителя в рукоятку механизма закрывания люка. 

положение руки механика-водителя при повороте танка «Объект 166П» (левый рычаг ПМП во втором положении) и положение руки механика-водителя при управлении рукояткой ручной подачи топлива.

В боевом отделении расположение блока питания над радиостанцией привело к стеснению движений наводчика вследствие малого расстояния (430 мм) между блоком питания и ограждением пушки. Расстояние от центра окуляра прицела ТШ, равное 660 мм, было мало, и при наводке пушки в цель наводчик занимал неестественное положение145.

Для остальных членов экипажа (командира и заряжающего) условия работы по сравнению с танком Т-62 практически не изменились.

Несмотря на то, что на танке были использованы приборы наблюдения, изготовленные с применением стекла марки ТФ (тяжелый флинт), имевшего более высокие показатели преломления146, обзорность из командирской башенки через правый задний смотровой прибор ТНП уменьшилась до 15° за счет попадания в поле зрения в секторе 23° (справа) надбоя на крышке люка для выброса стреляных гильз и в секторе 36° (слева) — надбоя на крышке люка заряжающего. Обзорность через правый передний прибор ТНП также сократилась до 45° за счет наличия в поле зрения прибора кромок надбоя.

Установка у заряжающего в крыше башни смотрового прибора МК-4 без подвижной призмы исключила возможность наблюдения назад. Кроме того, конфигурация башни не позволила использовать сектор наблюдения влево вследствие малого (100 мм) расстояния от центра выходного окна прибора МК-4 до крыши башни (расстояние от глаз до верхней точки надетого шлемофона заряжающего составляло 178 мм).

У механика-водителя общая обзорность за счет применения в приборах стекла марки ТФ несколько увеличилась. Так, общий угол обзора через оба прибора стал составлять 96° (вместо 83°), при этом угол обзора через левый прибор был равен 78° (вместо 64°), а через правый — 68° (вместо 73°). Уменьшение обзорности через правый прибор произошло вследствие упора головы механика-водителя в срез подбоя крыши отделения управления при наблюдении влево.


145 Согласно антропометрическим данным, среднее расстояние от сиденья до глаз сидящего человека составляет 746 мм. Существенным недостатком установки прицелов ТШ танков Т-62 и «Объект 166П» являлось отсутствие возможности регулировки по высоте в кронштейне окулярной части.

146 Однако стекло этой марки не было рекомендовано НИИБТ полигоном в связи с отсутствием у него необходимых механических свойств и утяжелением приборов.

Оглавление