Танк «Объект 166П» (Т-62П) представлял собой Т-62 с усиленной противоатомной защитой. Он был разработан в Нижнем Тагиле в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора завода Л.Н. Карцева в 1962 г. на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. В декабре 1962 г. завод изготовил два опытных образца (№212В086 и №212В087), которые в период с 20 февраля по 2 марта 1963 г. прошли испытания на НИИБТ полигоне в Кубинке. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.
Общий вид танка «Объект 166П»
Боевая масса — 36,9-37,0 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 115 мм гладкоствольная, 2 пулемета — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580 л.с); максимальная скорость — 50 км/ч.
Танк «Объект 166П» отличался от серийного Т-62 только наличием в обитаемых отделениях противорадиационной защиты — подбоя (надбоя)144. Элементы подбоя (надбоя), изготовленные из противорадиационных материалов ПОВ-20 и ПОВ-20/50С, крепились специальными винтами, вворачивавшимися в бонки, приваренные к броневым листам корпуса и башни. При этом боевая масса танка возросла на 300-400 кг.
В корпусе танка подбой размещался на верхнем лобовом броневом листе по ширине отделения управления (толщина подбоя 30 мм), на левом борту — по всей длине обитаемых отделений (четыре листа подбоя толщиной 30, 55, 30 и 20 мм), на правом борту — от правого бака-стеллажа до среднего топливного бака (толщина подбоя 20 мм). На крышке люка механика-водителя крепился лист подбоя толщиной 20 мм.
В башне танка подбой толщиной 55 мм монтировался по всей ее внутренней поверхности. На крышках люков командира, заряжающего, выброса стреляных гильз, а также на основании командирской башенки и части крыши перед ней (до смотрового прибора наводчика) располагался надбой аналогичной толщины, закрытый стальным защитным кожухом.
Танк «Объект 166П» (реконструкция).
В результате установки подбоя существенно ухудшились условия работы членов экипажа (в основном механика-водителя и наводчика) и обзорности из танка. Так, например, в отделении управления уменьшилось пространство между механиком-водителем и левым бортом (включая детали и узлы, крепившиеся на борту), что привело к стеснению его действий, при которых не исключалась возможность травмирования рук и потеря управляемости танком.
Установка подбоя в корпусе танка «Объект 166П» («Объект 165П»).
144 Отработка чертежно-конструкторской документации по установке подбоя (надбоя) была выполнена применительно к танку «Объект 165», который получил наименование «Объект 165П». В выполненном проекте крышка люка механика-водителя открывалась (откидывалась) на петлях плевому борту, как на танке «Объект 167», а толщина бортов корпуса составляла 70 мм (вместо 80 мм). На изготовленных опытных образцах «Объект 166П» механизм открывания крышки люка механика-водителя и толщина бортов остались такими же, как у базового Т-62.