Оглавление

SuT54551031.jpg

Установка подогревателя в боевом отделении танка «Объект 140». Справа от подогревателя хорошо виден один из внутренних баков-стеллажей (левый).

Вентилятор высокого давления вместе с радиатором, установленным на подогревателе, использовался для обогрева боевого отделения. Обогрев осуществлялся теплым воздухом, просасываемым вентилятором через радиатор подогревателя, включенного в систему охлаждения двигателя117. Степень подогрева боевого отделения регулировалась заслонкой на нагнетательной трубе вентилятора. В летний период эксплуатации система подогрева отключалась от системы охлаждения двигателя с помощью специального крана.

Двигатель имел эжекционную систему охлаждения и кассетный двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим (эжекционным) удалением пыли.

В состав системы охлаждения входили водяной и масляный радиаторы и два эжектора, короба которых располагались по бортам МТО в «радиаторном отсеке». Эжекторы с помощью фланцев были соединены с выпускными трубопроводами. Для отсоса пыли из бункера воздухоочистителя использовался задний отсек правого эжектора. Кроме того, рядом с правым отсеком в эжектор был установлен патрубок, обеспечивавший просасывание воздуха охлаждавшего воздушный компрессор. Над радиаторами размещались управляемые входные жалюзи, а над диффузорами эжекторов — управляемые выходные жалюзи, регулирование которых осуществлялось с места механика-водителя. Эжекторы обеспечивали расход воздуха через водяной и масляный радиаторы двигателя до 4,5 м3/с (вместо 5,5 м3/с у вентилятора системы охлаждения Т-54А). Для компенсации недостаточного расхода воздуха через радиаторы повысили на 5° С минимально допустимое значение температуры воды и масла (до 115 вместо 110° С у Т-54А) и увеличили охлаждающие поверхности радиаторов (водяного — с 54 до 72,6 м2, масляного — с 11,4 до 24 м2). Однако принятые меры по повышению эффективности системы охлаждения оказались недостаточными для обеспечения нормального теплового режима двигателя в процессе эксплуатации118.

Для удобства обслуживания радиаторы системы охлаждения были выполнены поворотными, а для облегчения их подъема применены специальные торсионы.

Двухступенчатый воздухоочиститель горизонтального расположения (устанавливался над коробкой передач) был выполнен по традиционной схеме: первая ступень — циклонный аппарат, вторая ступень — две кассеты с проволочной набивкой. Вместо мультициклонов с тангенциальным входом воздуха, применявшихся в воздухоочистителе Т-54А, на танке «Объект 140» использовались прямоточные мультициклоны с розеточным входом воздуха. Это позволило разместить в циклонном аппарате большее количество циклонов (65 шт.) и снизить его начальное сопротивление. Более высокий коэффициент очистки и более низкое сопротивление мультициклонов по сравнению с воздухоочистителем Т-54 обеспечили ему более высокие показатели (средний коэффициент очистки 99,96%, у Т-54 — 99,927%).

SuT54551032.jpg

Схема системы охлаждения двигателя танка «Объект 140».

В условиях летней эксплуатации забор воздуха (не подогретого) воздухоочистителем для питания двигателя осуществлялся через специальный лючок, расположенный с правой стороны в эжекторной перегородке. При эксплуатации в условиях низких температур окружающего воздуха этот лючок закрывался (как и лючок в моторной перегородке, предназначенный для питания воздухоочистителя при подводном вождении), а забор подогретого воздуха производился из-под радиатора. От воздухоочистителя осуществлялся отбор воздуха для питания компрессора и подзарядки воздушных баллонов. Монтаж и демонтаж воздухоочистителя производились при поднятой крыше МТО.

В состав топливной системы двигателя входили две группы баков: передняя (носовой бак и два бака-стеллажа) и средняя (два внутренних бака-стеллажа, задний внутренний бак и три наружных бака). Она была выполнена по последовательной схеме выработки топлива из баков через топливораспределительный кран (на Т-54А — параллельная).

В первую очередь расходовалось топливо из наружных баков, затем заднего внутреннего, средних баков и передних баков-стеллажей; в последнюю очередь — из носового бака, причем выработка топлива из всех баков производилась автоматически без переключения топливораспределительного крана. В случае необходимости переднюю группу топливных баков с помощью этого крана можно было отключить. Для очистки топлива в системе использовались фильтр грубой очистки (размещался в МТО) и фильтры тонкой очистки (монтировались на двигателе).

Использование данной схемы позволило повысить надежность топливной системы при потере герметичности (разрушения) одного или нескольких баков — уменьшило количество разлитого топлива, снизило трудоемкость работ по замене баков в случае ремонта (так как слив топлива из системы не требовался), упростило поиск мест негерметичности или закупорки в топливной системе по специально разработанной методике.

Одним из недостатков топливной системы являлся неправильно выбранный материал АМц для изготовления баков. На испытаниях в результате действия приложенных статических и возникавших динамических нагрузок баки деформировались.

Емкость забронированных топливных баков составляла 815 л, наружных — 285 л. Запас хода танка по шоссе достигал 450-470 км.

SuT54551033.jpg

Схема системы питания двигателя танка «Объект 140».

SuT54551034.jpg

Схема системы смазки двигателя танка «Объект 140».


117 При неработающем двигателе требовалось предварительно прогреть подогревателем систему охлаждения.

118 Несоосность соплового аппарата с проточной частью эжекторов составляла 6-7°, что привело к снижению эффективности эжекторов на 20-30%.

Оглавление