Броневой колпак нагнетателя танка «Объект 140». Слева хорошо видно отверстие для выброса отсепарированной пыли.
Механизмы управления жалюзи системы охлаждения двигателя имели специальные устройства, срабатывавшие от воздействия гамма-излучения при ядерном взрыве, которые закрывали жалюзи, предохраняя внутреннее оборудование и экипаж от воздействия ударной волны.
Для постановки дымовых завес использовалась система ТДА конструкции ЦЭЗ №1. В ее состав входили форсунки-распределители, устанавливавшиеся в торцах выпускных коллекторов двигателя, распределитель топлива и насос, размещавшиеся в отделении управления, а также трубопроводы, идущие от топливных баков, насоса к распределителю и от распределителя к форсункам-распылителям.
В качестве средств пожаротушения на танке применялась унифицированная автоматическая система противопожарного оборудования (УА ППО).
Основу силовой установки танка составлял двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель ТД-12 (8Д12У-1) жидкостного охлаждения мощностью 426 кВт (580 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2100 мин-1. Для уменьшения высоты броневого корпуса с целью снижения общей массы машины двигатель располагался поперек ее продольной оси в наклонном положении (угол наклона к горизонту левого блока цилиндров был равен 7°) ближе к левому борту. Двигатель монтировался на трех опорах: двух лапах двигателя (со стороны корпуса) и на коробке передач (со стороны правого борта). Крепление верхней лапы двигателя осуществлялось через амортизатор к кормовому листу корпуса. Выставка опор производилась по специальному приспособлению за счет сменных прокладок. Подгонка опор и расточка под бугель обеспечивали дальнейшие монтаж и замену двигателя (в случае необходимости) без выполнения регулировок. Особенности установки двигателя в танк потребовали коренной переделки конструкции верхнего и нижнего картеров двигателя, коленчатого вала, привода к агрегатам и механизмам газораспределения, систем смазки, охлаждения и мест крепления ряда навесных агрегатов. В результате длина двигателя была уменьшена по сравнению с длиной базового дизеля В-54 на 308 мм.
Схема системы воздухопуска двигателя танка «Объект 140».
Пуск двигателя мог производиться как с помощью электростартера СТ-713 мощностью 11 кВт, так и с использованием системы воздухопуска — сжатым воздухом от двух пятилитровых воздушных баллонов. Зарядка баллонов осуществлялась воздушным компрессором АК-150Н, имевшим привод от коробки передач. В систему воздухопуска, помимо компрессора АК-150Н и двух воздушных баллонов, входили влагомаслоотделитель, автомат давления АДУ-2, понижающие редукторы и два электропневмоклапана, срабатывавшие от двух кнопок на щитке контрольных приборов механика-водителя. Одна кнопка служила для пуска двигателя, вторая — для очистки смотрового прибора (левого) механика-водителя.
Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха применялся подогреватель увеличенной теплопроизводительности, включенный в систему охлаждения. Подогреватель устанавливался у перегородки МТО между двумя баками-стеллажами и состоял из котла, редуктора и радиатора. Котел четырехзаходного типа был оборудован форсункой воздушного распыла с механической подачей топлива. Воздух, подававшийся в котел, предварительно подогревался в радиаторе и в коробке газового подогрева. Редуктор, состоявший из высоконапорного вентилятора, водяного и топливного насосов, имел ручной и электромоторный приводы.
При работе подогревателя насос редуктора подогревателя обеспечивал прокачку нагретого антифриза через головки, блоки и картер двигателя, через радиатор коробки передач и радиатор подогревателя. Топливо, поступавшее в двигатель, также подогревалось в специальном змеевике, омываемом горячим антифризом. Разогрев масла производился в специальном отсеке масляного бака отработавшими газами подогревателя.
Схема системы подогрева двигателя танка «Объект 140».
Установка дизеля ТД12 (8Д12У-1) в МТО танка «Объект 140».