Оглавление

На последующих образцах танка «Объект 430», изготовленных для летних полигонных испытаний, должны были учесть все замечания, выявленные в процессе заводских испытаний. К основным вопросам, требующим доработки или дополнительной проверки по этим замечаниям, относились:
-  повышение срока службы двигателя при его эксплуатации в танке;
-  доработка системы воздухопуска и проверка системы обогрева и пуска двигателя при температурах окружающего воздуха до -45°С;
-  повышение эффективности системы охлаждения двигателя в целях доведения пределов движения танка без перегрева двигателя при температуре окружающего воздуха от имевших место +30°С до заданных в ТТТ +40°С;
-  дополнительная конструкторская проработка монтажной схемы соединения трубопроводов систем двигателя и трансмиссии, направленная на повышение технологичности и облегчения монтажных работ;
-  определение межпромывочного периода работы воздухоочистителя и масляных фильтров в условиях реальной эксплуатации танка;
-  проверка прочности усиленных кормового топливного бака и бака укладки;
-  отработка вопроса трогания с места на подъемах с предельными углами и определение стабильности регулировок на протяжении гарантийного срока службы;
-  уточнение работоспособности гусениц по прочности при испытаниях в объеме 3000 км;
-  уточнение надежности работы узлов стабилизатора «Метель» в объеме гарантийного срока службы (250 ч);
-  доработка дальномера с целью увеличения точности измеряемой дальности;
-  оборудование танка средствами термодымовой аппаратуры;
-  доработка и испытание ОПВТ с обеспечением пуска и работы двигателя под водой;
-  устранение замечаний по удобству работы экипажа при включенном стабилизаторе основного оружия;
-  улучшение вентиляции боевого отделения;
-  уточнение периодичности обслуживания узлов танка и определение достаточности объема обслуживания, предусмотренного инструкцией по эксплуатации и др.

Кроме того, в 1959 г. завод изготовил второй комплект корпуса и башни танка «Объект 430» для испытаний снарядным и пулевым обстрелом, которые прошли на НИИБТ полигоне в ноябре-декабре 1959 г. В представленные на испытания корпус и башню танка по сравнению с испытаниями в 1957 г. были внесены следующие основные конструктивные изменения:
- борта корпуса цельнокатаные, переменной толщины;
- толщина брони кормы корпуса увеличена с 40 до 45 мм с изменением угла наклона с 30 на 17°;
- увеличена толщина крыши люков;
- тело башни в отдельных листах утолщено;
- усилено крепление погонов к башне за счет применения амортизационных резиновых втулок, увеличения размеров и изменения материала болтов, крепящих погон;
- усилено крепление крыши подбашенного листа;
-  введен ряд мероприятий по усилению крепления внутреннего оборудования танка.

SuT5455264.jpg

Заводские испытания танка «Объект 430-1"3"». Машина преодолевает подъем 35°.

В процессе проведения испытаний по танку «Объект 430» произвели 48 выстрелов бронебойными тупоголовыми и осколочно-фугасными снарядами калибра 100 мм, 12 выстрелов 57-мм бронебойными тупоголовыми снарядами и 5 выстрелов 85-мм осколочно-фугасными гранатами. При этом общее количество выстрелов по башне составило: 13 — 100-мм тупоголовыми бронебойными, 4 — 100-мм осколочно-фугасными и 3 — 57-мм бронебойными тупоголовыми.

Результаты испытаний показали, что противоснарядная стойкость башни и броневых деталей корпуса соответствует ТТТ, утвержденным постановлением Совета Министров СССР №880-524. Конструктивная прочность корпуса и башни, прочность сварных швов по сравнению с ранее испытанными корпусами средних танков Т-54 и Т-55 значительно выше и несколько выше ранее испытанного корпуса танка «Объект 430». Общая протяженность разрушенных швов на корпусе после первого этапа испытаний (34 выстрела) составила 580 мм, в то время как на испытанных в 1958 г. корпусах танка Т-54 после первого этапа (при числе выстрелов только 20) протяженность разрушенных швов составляла 920-1450 мм.

Однако противоснарядная стойкость стыковых кромок основных броневых листов корпуса (за исключением стыка верхнего и нижнего листов носа) оказалась недостаточной. Попадание снарядов в стыковые кромки вызывало пробитие при ударной скорости снаряда значительно меньшей, чем скорость, необходимая для пробития основной детали.

Проведенные мероприятия по улучшению защиты конструктивных отверстий и щелей в корпусе и башне не обеспечивали полную защиту экипажа и агрегатов от проникавших внутрь танка осколков и свинцовых брызг. Свинцовые брызги и осколки пуль проникали внутрь корпуса при обстреле крышки люка механика-водителя, вентиляционного грибка на крыше башни, а также через надмоторные жалюзи.

Прочность крепления башни на корпусе, приборов наблюдения, механизма поворота башни, а также всех деталей крыши МТО была признана удовлетворительной. Наличие в корпусе броневых деталей с большими углами наклона (верхние части бортов и скуловые части переднего листа крыши) приводило к рикошетированию снарядов. Причем в первом случае снаряды рикошетировали вниз и разрушали детали и узлы ходовой части, а во втором - рикошетировали в нижнюю часть башни, вызывая значительное разрушение погона.

Удалось значительно повысить конструктивную прочность переднего листа крыши по сравнению с корпусом Т-55 и ранее испытанным корпусом танка «Объект 430», которая являлась вполне достаточной против действия 85-мм осколочно-фугасного снаряда. Применение цельнокатаных бортов вместо сварных также обеспечило значительное повышение их противоснарядной стойкости. Так, например, место перегиба сварного борта обеспечивало угол безопасного маневрирования 22,5° при ударной скорости 100-мм снаряда — 742 м/с, а место перегиба цельнокатаного борта позволило увеличить угол безопасного маневрирования до 31° при ударной скорости 100-мм снаряда — 865 м/с.

Применение электрошлаковой сварки для соединения верхних и нижних лобовых листов корпуса дало высокую прочность носового узла. За весь период испытаний в сварном шве носа корпуса образовалось всего две трещины длиной 150 и 60 мм.

В соответствии с заключением отчета по испытаниям, качество брони, использованной для изготовления корпуса и башни танка «Объект 430», соответствовало требованиям действующих технических условий. Характер всех поражений брони — вязкий; осколков и расколов брони в процессе испытаний обнаружено не было.

Оглавление