В течение 1957-1959 гг. КБ харьковского завода им. В.А. Малышева занималось доводкой заводских образцов танка «Объект 430» по результатам заводских испытаний. Аналогичные изменения вносились и в конструкцию трех других машин, изготавливавшихся в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №609-294 от 6 июня 1958 г. и предназначавшихся для проведения полигонно-войсковых испытаний в IV квартале 1958 г. Однако к указанному сроку завод не успел выполнить их окончательную сборку. В связи с этим заводские испытания всех опытных образцов планировалось завершить в мае 1959 г., а представить их на полигонные испытания — в июне 1959 г.
Параллельно с отработкой конструкции машины предпринимались шаги по возможной замене дизеля 5ТД (из-за его низкой надежности и неотработанной конструкции) другими типами двигателей. Для этого решением ГКСМОТ СССР и ГБТУ от 14-16 июля 1958 г.70 вновь развернулись проектные работы по установке в танк «Объект 430» дизеля УТД-30 (8Д12П1).
В августе 1958 г. по результатам проведения ходовых испытаний было принято решение о замене шестифрикционной БКП пятифрикционной, выпуск документации на которую завершили в сентябре того же года. Новый комплект БКП и улучшенную систему охлаждения изготовили в ноябре 1958 г. Кроме того, доработали отдельные узлы и элементы ходовой части.
При изготовлении полигонных образцов проверялась надежность их различных узлов и агрегатов. Так, например, была усовершенствована конструкция механизма выброса гильз, которая первоначально оказалась неработоспособной из-за трудностей в открывании створок люка при выбросе и застревания гильзы в люке, недостаточной прочности створок люка (что при ударе гильзы о них приводило к короблению створок), наличия приварного раструба в люке; отсутствовал направляющий желобок на откидном ограждении пушки (выбрасываемая гильза меняла траекторию и не попадала в люк выброса).
Заводские испытания танка «Объект 430-1 "3"». Буксировка Т-54. | Выброс гильзы из башни танка «Объект 430». |
Эскиз старой и новой конструкции люка выброса стреляных гильз танка «Объект 430». |
Для контрольной проверки оптимального угла выброса гильз на танке «Объект 430-1"П"» произвели 15 выбросов гильз искусственным откатом в цеховых условиях с работающим стабилизатором «Метель» в вертикальной плоскости. Окончательную проверку эффективности работы люка выброса осуществили при стрельбе из пушки танка «Объект 430-2"3"» с места с выключенным стабилизатором «Метель».
Усовершенствованная в процессе испытаний на ходовом макете конструкция стабилизатора «Метель» прошла проверку при ходовых испытаниях танка «Объект 430-2"П"». На этой же машины отрабатывали и различные варианты подвески прицела-дальномера ТПДС (жесткую, полужесткую и пружинную).
Для заводских испытаний стрельбой ГКСМОТ, ГБТУ и ГАУ своим совместным решением от 23—24 марта 1959 г. разрешили заводу им. В.А. Малышева выделить один танк из числа предназначенных для полигонно-войсковых испытаний («Объект 430-2"П"») и провести их на ГНИАП ГАУ («Ржевка») под Ленинградом. В ходе артиллерийских испытаний был выявлен дефект пушек Д-54ТС (одновременно с танком «Объект 430» проходил испытания и «Объект 139») — недопустимое раздутие трубы ствола. Решение вопросов, связанных с дефектами основного оружия, также повлияло на сроки изготовления опытных образцов.
Кроме того, во время пребывания танка «Объект 430-1 "П"» на полигоне ГАУ в мае 1959 г. была осуществлена проверка гидропневматической очистки (ГПО) приборов наблюдения в естественных условиях эксплуатации — при движении и стрельбе сходу в условиях грязной дороги (на заводских образцах система ГПО не устанавливалась).
70 Основанием послужило постановление Совета Министров СССР №609-294 от 6 июня 1958 г. о создании унифицированного танкового двигателя 8Д12П1 для средних, тяжелых и легких танков. Ведущий исполнитель — завод №77 Алтайского СНХ, главный конструктор - Е.И. Артемьев, затем - Б. Г. Егоров.