Ряд дополнительных требований, предъявленных НТК ГБТУ к новому среднему танку, заставил КБ завода №183 полностью пересмотреть компоновку своей машины и провести большую работу по снижению ее боевой массы (поскольку выполнение этих требований вело к росту массы танка почти на 1600 кг). В результате удовлетворительное решение было найдено в варианте с поперечным расположением и с наклоном блоков двигателя в сторону носовой части корпуса танка. Такая схема вызвала немало критики со стороны конструкторов-двигателистов, поскольку им в итоге пришлось пойти на серьезные доработки двигателя для его установки в корпус танка, а также усложнила обслуживание и ремонт в полевых условиях. Но в то же время в сочетании с двухвальной планетарной коробкой она позволила:
- за счет более плотной компоновки МТО значительно сократить забронированный объем корпуса, а также придать корпусу более выгодные, обтекаемые формы, с большими углами наклона кормовых листов;
- упростить конструкцию надмоторной крыши и повысить ее жесткость;
- упростить и облегчить трансмиссию;
- обеспечить надежную установку двигателя за счет крепления его на кормовых и бортовых листах корпуса;
- упростить выемку двигателя;
- уменьшить массу танка по сравнению с эскизным проектом на 820 кг (в том числе за счет корпуса машины и трансмиссии — на 740 кг).
Таким образом, КБ завода №183 благодаря экономии массы танка удалось полностью реализовать дополнительные требования и замечания по эскизному проекту (за исключением углов снижения и возвышения пушки). При этом боевая масса танка составила 35922 кг при боекомплекте к основному оружию в 45 выстрелов и запасе топлива 1130 л.
В январе 1955 г. министр обороны Г.К. Жуков и министр транспортного машиностроения СССР С.А. Степанов своим совместным письмом доложили в Совет Министров СССР о разработке предприятиями промышленности эскизных проектов нового среднего танка в соответствии с заданной в постановлении Совета Министров СССР №598-265 тактико-технической характеристикой. В данном письме также коротко были отражены конструктивные особенности проектов, выполненных заводами №183 и №75:
«В новом среднем танке по проекту завода № 183 предусматривается установка укороченного и форсированного двигателя на базе В-2 конструкции завода №77.
В танке по проекту завода №75 предусматривается установка совершенно нового двухтактного дизеля, разработанного заводом совместно с научно-исследовательской лабораторией двигателей (НИЛД) в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №26917-рс от 16 октября 1952 г.
Кроме того, для этого танка запроектированы новая малогабаритная трансмиссия и облегченная ходовая часть, а также предусматривается введение ряда других мероприятий, повышающих боевые и эксплуатационные качества среднего танка.
Вследствие разработки новой компоновки МТО с установкой малогабаритных агрегатов, заводу удалось спроектировать средний танк с более высокими показателями по запасу хода и боекомплекту против соответствующих параметров, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР.
Танк по проекту завода №75 превосходит по своим показателям танк по проекту завода № 183, однако для его создания потребуется более длительное время, вследствие необходимости создания нового двухтактного двигателя и проведения широких экспериментальных исследований по отработке конструкции малогабаритной трансмиссии, облегченной ходовой части и других новых узлов танка.
В связи с этим, учитывая необходимость скорейшего создания нового среднего танка, считаем необходимым провести дальнейшую разработку нового среднего танка одновременно на двух заводах — № 183 и №75 по их проектам с тем, чтобы уже в I квартале 1957 г. подготовить новый средний танк по проекту завода №183 к полигонно-войсковым испытаниям...».
Постановлением Совета Министров СССР №880-524 от 6 мая 1955 г. создание нового среднего танка перешло в стадию разработки технического проекта с изготовлением опытных образцов. В соответствии с этим постановлением (приказ министра транспортного машиностроения №96 от 13 мая 1955 г,) заводам №75 и № 183 надлежало выполнить технические проекты нового среднего танка, изготовить по два опытных образца машины для проведения заводских испытаний и по одному комплекту корпуса и башни для обстрела, а также по три образца для проведения полигонно-войсковых испытаний в I квартале 1957 г. (для завода №183) и в IV квартале 1957 г. (для завода №75).
Что касается дальнейшего участия ВНИИ-100 в создании нового среднего танка, то в течение 1954-1956 гг. он совместно с ЦНИИ-48 и своим московским филиалом провел ряд экспериментальных исследований по разработке броневой защиты танка «Объект 907». Наряду с этим были изготовлены опытные образцы корпуса (в массе корпуса танка Т-54) и башни. Проведенные в апреле 1955 г. на НИИБТ полигоне испытания обстрелом опытных броневых корпусов танка «Объект 907», выполненных как в цельнолитом, так и в сварном варианте — из крупных литых узлов (верхняя часть - прокат, нижняя лобовая и кормовая части - литые, при этом литая броня имела криволинейные формы переменного сечения с большими конструктивными углами наклона деталей), показали существенное повышение противоснарядной стойкости по сравнению с корпусом танка Т-54, особенно по защите от поражения кумулятивными снарядами калибра 76,2 и 85 мм, а также гранатами ПГ-2 и ПГ-82 ручного противотанкового гранатомета РПГ-2 и станкового гранатомета СГ-82.
Продольный разрез. | Поперечный разрез. |
Вид в плане. | Поперечный разрез по МТО. |
Разрезы танка «Объект 430». Проект КБ завода №75, 1956 г.