Наружные виды танка «Объект 430». Проект КБ завода №75, 1956 г.
По некоторым своим параметрам (боекомплект, удельная мощность, среднее давление на грунт и др.) «Объект 430У», имея такой же внутренний объем корпуса и башни, как у среднего танка, превосходил характеристики существовавших в то время серийных тяжелых танков ИС-3, ИС-4 и опытного тяжелого танка «Объект 730». Выполненный проект показал, что в компоновке и конструкции среднего танка имелись резервы, которые могли позволить достичь параметров боевых свойств тяжелых танков. Однако проект танка «Объект 430У» так и остался на бумаге.
Благодаря активной деятельности А.А. Морозова, направленной на постоянную демонстрацию своего проекта, а также с учетом поддержки его бывших сослуживцев: заместителя министра Ю.Е. Максарева (в прошлом — директор завода №183) и заместителя начальника Технического управления по судостроению и спецтехнике Министерства тяжелого и транспортного машиностроения Н.А. Кучеренко (заместитель А.А. Морозова на заводе №183 в 1940-1947 гг., главный инженер завода №183 в 1949-1952 гг.), а также командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии генерал-полковника А.И. Радзиевского, проект танка «Объект 430» был признан лучшим, поскольку «обладал значительными преимуществами по запасу хода, бронированию и количеству боекомплекта к пушке».
Возможно, проект нового среднего танка КБ завода №183 не получил должной поддержки потому, что руководивший разработкой Я.И. Баран, по воспоминаниям главного конструктора завода Л.Н. Карцева, не особо поддерживал его в этой работе и упорно смотрел в «лес» (т.е. в Харьков. — Прим. авт.). В конце октября 1954 г. Я.И. Баран при поддержке А.А. Морозова добился своего перевода в КБ харьковского завода №75. Начальником сектора отдела 520 (перспективного проектирования) в КБ завода №183 стал талантливый конструктор И.А. Набутовский, внесший в дальнейшем большой вклад в дело создания современных боевых машин. Ведущим инженером по проекту нового среднего танка назначили В.Н. Бенедиктова.
Основной проблемой при проектировании нового среднего танка (в особенности харьковского «Объект 430») стало создание для него мощного работоспособного двигателя. Предлагаемый двухтактный дизель 4ТДП существовал пока только на бумаге. Поэтому еще на техническом совещании в Министерстве транспортного машиностроения, состоявшемся 28 апреля 1954 г. (в апреле 1954 г. в связи с разукрупнением министерств вновь было восстановлено Министерство транспортного машиностроения, которое возглавил С.А. Степанов), главный конструктор завода №77 Е.И. Артемьев и начальник ОКБ завода №800 В.М. Яковлев высказали мнение о возможности разработки четырехтактного дизеля для танка А.А. Морозова в тех же габаритах, что и двигатель А.Д. Чаромского. Они предложили выполнить соответствующие эскизные проекты такого двигателя для нового среднего танка.
Учитывая реальную возможность создания для нового среднего танка малогабаритного четырехтактного двигателя, начальник ГБТУ генерал-лейтенант И.А. Лебедев обратился с письмом к министру транспортного машиностроения С.А. Степанову с просьбой дать такое задание соответствующим КБ Е.И. Артемьева и В.М. Яковлева со сроком их представления в Ill квартале 1954 г.
Что касается двухтактного двигателя 4ТДП, то в июле 1954 г. при рассмотрении проекта танка «Объект 430» на пленуме НТК ГБТУ было рекомендовано увеличить число цилиндров двигателя до пяти. 13 ноября того же года в Техническом управлении Министерства транспортного машиностроения состоялось совещание по рассмотрению эскизного проекта нового двухтактного турбопоршневого дизеля 5ТД, имевшего мощность 426 кВт (580 л.с), в то время как расчетная мощность 4ТДП составляла 504 кВт (685 л.с.). Проект двигателя доложил главный конструктор завода №75 по моторостроению Н.Д. Вернер, с содокладом выступил А.Д. Чаромский.
В своем решении техническое совещание отметило возможность осуществления проекта дизеля 5ТД с выполнением всех параметров, с уточнением последних при доводке развернутого двигателя. Кроме того, для обеспечения создания 5ТД в короткие сроки предлагалось провести ряд серьезных организационных мероприятий, к числу которых относились: организация сильного КБ с мощной экспериментальной базой и лабораторией, а также немедленное развертывание необходимых экспериментально-доводочных работ. Наряду с отработкой конструкции двухтактного двигателя предполагалось на нескольких заводах вести разработку новых четырехтактных двигателей для перспективного среднего танка.
Повторное рассмотрение эскизного проекта дизеля 5ТД, а также проектов двигателей 8Д12У, Д-21-9 и М506 конструкции заводов №77 и ОКБ-800 соответственно, предназначенных для нового среднего танка, состоялось на совещании в Техническом управлении Министерства транспортного машиностроения 16—18 ноября 1954 г. В результате рассмотрения проект дизеля 5ТД утвердили для подготовки технического проекта, рабочих чертежей, изготовления опытных образцов и установки его в новом среднем танке, разрабатываемом заводом №75.
Модернизированный укороченный двигатель типа В-2 (8Д12У) конструкции завода №77 был рекомендован для использования в новом среднем танке завода №183.
Учитывая, что создание двигателя 5ТД потребует более длительного времени, чем отработка конструкции модернизированного укороченного двигателя типа В-2 и изготовление опытных образцов нового среднего танка, техническое совещание признало целесообразным испытание и отработку нового среднего танка завода №75 вести с модернизированным двигателем типа В-2 с последующей его заменой на двигатель 5ТД.