Корпус танка «Объект 907», подготовленный в качестве варианта для танка «Объект 140» завода №183. Проект ВНИИ-100, 1955 г.
Продольный и поперечные разрезы корпуса танка «Объект 907».
При равной массе бронекорпусов танка Т-54 и танка «Объект 907» последний показал на испытаниях преимущество и в защите от бронебойных снарядов при стрельбе по лобовой части и по бортам. Курсовой угол непробития бронебойным снарядом для бортов танка «Объект 907» составлял ±40°, а для танка Т-54 — ±20°. В совместных решениях ученого совета ЦНИИ-48 и ВНИИ-100 от 28 июля 1955 г., а также в решении Министерства транспортного машиностроения от 16 июля 1956 г. указывалось на существенные преимущества нового типа бронирования и на необходимость его внедрения в танкостроение. Однако, ввиду возможности выполнения действовавших в то время ТТТ по защите танков от поражения обычными бронебойными снарядами старыми конструктивными типами бронирования и отсутствия ТТТ по защите танков от кумулятивных боеприпасов, танковые КБ заводов воздерживались от широкого применения принципиально новых конструктивных форм броневой защиты корпуса и башни танка, связанных с необходимостью применения крупного литья сложного профиля.
В 1955 г. во ВНИИ-100 (с использованием опыта проектирования броневой защиты танка «Объект 907») разработали вариант броневой защиты корпуса применительно к тагильскому варианту нового среднего танка. Согласно расчетам, масса корпуса составляла 11,5 т.
После выхода в свет постановления Совета Министров СССР №880-524 в НТК ГБТУ составили тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку комплексного технического проекта боевого отделения для нового среднего танка, которое в мае 1955 г. отправили в Технические управления Министерства транспортного машиностроения и Министерства оборонной промышленности, а его копии — главным конструкторам заводов №183 и №75.
В данном ТТЗ оговаривались требования к размещению в боевом отделении основного, дополнительного и вспомогательного оружия танка с боекомплектом (боекомплект пушки был увеличен до 50 выстрелов), членов экипажа, приборов наблюдения и стрельбы, средств связи и сигнализации. Предусматривалась возможность обеспечения в боевом отделении избыточного давления 147 Па (0,0015 кгс/см2), очистки поступающего воздуха от пыли (степень очистки - не менее 99% при запыленности окружающего воздуха 2,5 мг/м3), а также наличия специальных устройств по созданию нормальных температурных условий для работы экипажа в различное время года (зимой — обогрев, летом — вентиляция).
Кроме того, для командирского варианта машины предполагалась установка в боевом отделении дополнительной радиостанции Р-112, малогабаритного зарядного агрегата мощностью 1,5-2 кВт и навигационной аппаратуры. При отработке данного варианта требовалось сохранение возможно большей части боекомплекта.
В полном объеме ТТЗ на комплексный технический проект боевого отделения ни одно КБ не выполнило. Свой проект боевого отделения КБ завода №183 представило в сентябре 1955 г. В целом проект получил одобрение, но был возвращен для небольших переделок. Одновременно с выполнением проекта боевого отделения КБ завода №183 направило в производство чертежи для изготовления экспериментальных узлов и продолжило разработку технического проекта машины. Был изготовлен макет танка в натуральную величину и выполнена проверка узлов подвески, воздухоочистителя и системы противодавления в боевом отделении машины.
К этому времени на завод поступили детали профильного броневого проката, и после окончания подготовки стенда в середине октября предполагалось начать сварку бронекорпусов. Одна из башен для заводских образцов танка уже была готова, а изготовление второй заканчивалось на заводе №200. Однако вооружение поступило на завод №183 только для одной машины. По уточненному графику Министерства транспортного машиностроения два танка для заводских испытаний должны были собрать в декабре 1956 г. Однако в указанный срок завод уложиться не смог.
КБ харьковского завода №75 направило свой проект боевого отделения на рассмотрение с небольшим опозданием — в ноябре 1955 г. Комплексные технические проекты обоих заводов в окончательном варианте рассматривались на совещании в НТК ГБТУ 22 и 24 ноября 1955 г. в присутствии представителей ГБТУ, ГАУ, заводов №75 и №183 Министерства транспортного машиностроения и заводов №9, №393, ЦНИИ-173 Министерства оборонной промышленности. В результате проект КБ завода №183 вновь подвергся некоторой доработке. Тем не менее к концу года НТК ГБТУ утвердил оба проекта.
Одна из причин возврата проекта завода №183 была вызвана необходимостью переделки конструкции башни под установку нового стереоскопического прицела-дальномера, задание на разработку которого утвердили в Харькове в сентябре 1955 г. (в 1956 г. конструкция дальномера вновь претерпела изменения. - Прим авт.). Поэтому техническим проектом предусматривалось два варианта башни. По первому варианту предполагалась установка прицела Т2С (в процессе работы завод №393 отказался от его установки в башне танка), по второму - телескопического прицела типа ТШ2А. Позднее изменениям подверглась и аппаратура стабилизации основного оружия (предусматривалась установка как стабилизатора «Молния», так и стабилизатора «Вьюга»).
Кроме того, при рассмотрении технического проекта танка «Объект 430» в декабре того же года впервые было высказано предложение ввести частично сгорающую гильзу - для облегчения ее выброса после выстрела.