До середины 1960-х гг. танки Т-54, Т-55 и их модификации составляли основу танкового парка СССР. С 1962 г. на оснащение танковых частей и соединений Советской Армии стал поступать новый средний танк Т-62 конструкции нижнетагильского завода №183, принятый на вооружение в 1961 г., а с 1964 г. — средний танк «Объект 432», не принятый на вооружение, но выпускавшийся харьковским заводом им. В.А. Малышева по технической документации главного конструктора.
Работы по созданию среднего танка нового поколения развернулись в КБ завода №183 еще в процессе отработки конструкции танка Т-54 - во второй половине 1940-х гг. Группа нового проектирования, организованная главным конструктором завода А.А. Морозовым в марте 1946 г. для ведения работ по танку Т-54 (приказ Министерства транспортного машиностроения №63 от 8 декабря 1945 г.), после принятия машины на вооружение в апреле 1946 г. уже в мае того же года приступила к проектированию нового среднего быстроходного танка. В состав группы входили: Я.И. Баран, Н.М. Чистяков, В.Д. Волков, Г.С. Миронов, И.А. Набутовский, Ю.А. Ходулин, В.Д. Гаплевский, М.Г. Кизин, Т.И. Либина.
В основу ТТТ к новому среднему танку легли материалы постановления военного совета БТ и MB KA по перспективам строительства бронетанковой техники в период 1946-1950 гг. (постановление №1 от 21 февраля 1946 г.), дополненного НТК ГБТУ СВ. В соответствии с ТТТ, новый средний танк массой не более 35 т и с экипажем из четырех человек предполагалось вооружить 100-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с и боекомплектом в 30 унитарных выстрелов. Машина должна была иметь броню, защищавшую в лобовой части от бронебойного снаряда 105-мм пушки с начальной скоростью 1000 м/с со всех дистанций и в бортовой - от бронебойного снаряда 88-мм пушки с начальной скоростью 1000 м/с под курсовым углом в 60°. В силовой установке предусматривалось использовать дизель, обеспечивавший танку удельную мощность 14,7 кВт/ч (20 л.с./т) и совместно с планетарной трансмиссией — максимальную скорость 70 км/ч.
Дальнейшая работа по этой машине велась в соответствии с планом опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ Министерства транспортного машиностроения на 1947 г., утвержденным постановлением Совета Министров СССР №936-288 от 19 апреля 1947 г. (приказ министра транспортного машиностроения №197 от 23 апреля 1947 г.).
Эскизная проработка проекта танка, получившего заводское наименованиеТ-64, завершилась в июле 1947 г., и КБ приступило к подготовке проекта. В сентябре того же года эскизный проект Т-64 завод №183 представил в Министерство транспортного машиностроения для рассмотрения, по результатам которого 23 сентября вышел приказ министра транспортного машиностроения №252, утвердивший проект машины с отдельными замечаниями для дальнейшей разработки. В КБ завода детально проработали все узлы новой машины и изготовили две ее модели в масштабе 1:10 с внутренним размещением механизмов. После повторного рассмотрения доработанного эскизного проекта танка Т-64 в начале ноября 1947 г. завод №183 получил разрешение (специальное решение от 26 ноября того же года) на оформление технического проекта и изготовление макета машины в натуральную величину с детальной проработкой механизма заряжания пушки, приводов управления танком из башни и смотровых приборов механика-водителя.
Специально для танка КБ Турбомоторного завода под руководством В.А. Венедиктова в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №258 от 23 сентября 1947 г. приступило к созданию четырехтактного оппозитно-горизонтального двигателя В-64 мощностью 552 кВт (750 л.с.). Согласно проекту этот дизель имел небольшие габариты, что позволяло сократить общую высоту корпуса машины. Выпуск рабочих чертежей двигателя в КБ Турбомоторного завода завершили в течение 1947 г., а в 1948 г. приступили к изготовлению опытных образцов.
В качестве основного оружия на машине предполагалось установить опытную 100-мм танковую нарезную пушку Д-46Т с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с, которую специально для этой машины разработало и в июле 1949 г. изготовило ОКБ Свердловского артиллерийского завода №9 (главный конструктор — Ф.Ф. Петров). Бронебойный снаряд этой пушки массой 17 кг на дальностях 1000 и 2000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 192 и 170 мм соответственно.
В течение 1948 г. технический проект танка Т-64 был выполнен на 85%, полномасштабный макет - на 10%, изготовление и испытание отдельных узлов — на 10%. Однако конструкторы завода №183 встретились со значительными затруднениями в решении задач, связанных с размещением механика-водителя в башне танка и конструированием механизма заряжания пушки. Кроме того, увеличение начальной скорости снаряда за счет повышения давления в канале ствола и длины ствола привело к значительному росту массы артсистемы с 1990 кг (масса качающейся части пушки Д-10Т) до 2750 кг (Д-46Т) и габаритов выстрела - с 1095 мм (длина выстрела Д-10Т) до 1215 мм (Д-46Т) и, соответственно, общей массы танка. В связи с новизной и сложностью вышеперечисленных вопросов, отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов в КБ завода №183 не смогли найти удачных решений при разработке конструкции машины, и дальнейшие работы по Т-64 в феврале 1949 г. прекратились.
На это решение также оказало влияние и то, что основные усилия КБ и завода №183 в этот период были сосредоточены на доводке конструкции принятого на вооружение, но технологически недоработанного танка Т-54.
Несмотря на завершение в КБ завода №183 работ, связанных с возможностью управления движением танка из башни, исследования в данном направлении продолжились на харьковском заводе №75. В КБ этого завода, возглавляемом Ф.А. Мостовым, под руководством временно исполняющего обязанности главного конструктора П.П. Васильева к сентябрю 1949 г. с целью выбора рациональной схемы выполнили четыре варианта эскизного проекта САУ «Объект 416», которая создавалась по ТТТ, выданным на средний танк68.
68 Более подробно история создания САУ «Объект 416» будет представлена в разделе «Самоходные артиллерийские установки» главы «Бронированные машины артиллерии и ракетных комплексов».