Опытная самоходная артиллерийская установка «Объект 416» завода №75.
Осенью 1951 г. произошли кадровые изменения в руководстве КБ завода №183 в Нижнем Тагиле. 8 октября 1951 г. приказом №184-к министра транспортного машиностроения А.А. Морозов по состоянию здоровья был освобожден от обязанностей главного конструктора завода №183 и назначен главным конструктором харьковского завода №75. Этим же приказом исполняющим обязанности главного конструктора завода №183 назначили А.А. Колесникова. Уход А.А. Морозова в разгар работ по доведению конструкции танка Т-54 негативно сказался не только на моральной обстановке в КБ, но и на всем танковом производстве. Завод №183 являлся головным по Т-54, и решение всех вопросов его совершенствования и внедрения изменений в серийное производство на всех заводах отрасли легло на сотрудников КБ. После отъезда А.А. Морозова начался отток квалифицированных конструкторских кадров из числа бывших харьковчан, пожелавших вернуться в Харьков. Этому обстоятельству также немало способствовал и сам А.А. Морозов, содействуя скорейшему переводу сотрудников в КБ завода №75.
Тем не менее вопрос о создании нового среднего танка оставался открытым, а в НТК ГБТУ продолжалась проработка ТТТ к нему. В своем дневнике 18 января 1952 г. теперь уже главный конструктор завода №75 А.А. Морозов так говорит о моменте возобновления деятельности по новому среднему танку: «Состоялся важный разговор с Ковалевым Н.М. (НТК ГБТУ МО), в котором он отметил, что военные не возражают против того, чтобы иметь танк Т-54 с увеличенным боекомплектом и запасом горючего.
Указал на необходимость иметь удельную мощность до 25 л. с./т. СУ-100 («Объект 416». — Прим. авт.) предлагал использовать только для проверки компоновки при новом размещении экипажа. Рекомендовал заняться новой машиной: вес - 33-34 т; удельная мощность - 20-25 л.с./т; максимальная скорость — 50 км/ч; запас хода — 350 км; боекомплект - 40 шт., пушка Д46-ТА, калибр пулеметов - 14,5, 12,7 и 7,62 мм; удельное давление - 0,55-0,65 кгс/см2; трансмиссия - гидравлическая; двигатель — горизонтальный или турбина; средняя скорость — 35 км/ч; стабилизатор вооружения».
20 мая 1952 г. в Министерстве транспортного машиностроения состоялось специальное совещание главных конструкторов танковых и дизельных заводов с участием командующего БТ и MB CA маршала бронетанковых войск С.И. Богданова, на котором обсуждались перспективы дальнейшего развития и совершенствования отечественного бронетанкового вооружения и техники, а также вопросы разработки новых образцов танков с более мощным вооружением, усиленной броневой защитой, высокими динамическими и эксплуатационными показателями. А уже 18 июня 1952 г. председатель НТК ГБТУ генерал-лейтенант В.В. Орловский направил на имя заместителя министра транспортного машиностроения С.Н. Махонина и начальника Главтанка Н.А. Кучеренко краткие ТТТ на проектирование нового среднего танка. Одновременно копии проекта ТТТ были разосланы в КБ заводов №75, №174, №183 и во ВНИИ-100.
Эти требования предусматривали создание среднего танка с резко повышенными по сравнению с Т-54 тактико-техническими показателями (по броневой защите, скорости движения, маневренности, вооружению, скорострельности, меткости стрельбы и надежности). Согласно ТТТ, боевая масса машины составляла 34 т. В состав экипажа входили четыре человека. Габаритные размеры: ширина — не более 3300 мм, высота — не более высоты существующих средних танков, клиренс — не менее 425 мм. Скорости движения: максимальная по шоссе — не менее 55 км/ч, средняя по грунтовой сухой дороге — 35-40 км/ч. Среднее давление на грунт — 0,65 кгс/см2. Преодолеваемые препятствия: подъем и спуск - не менее 40°, крен — не менее 30°. Запас хода машины должен был составлять не менее 350 км (с использованием топлива в дополнительных баках, причем запас топлива, размещенный внутри танка, должен быть не менее 75% от его общего количества).
В качестве основного оружия предполагалась установка 100-мм танковой нарезной пушки Д-54 (Д-46ТА), оснащенной стабилизатором и имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 1015 м/с. В состав дополнительного оружия входили курсовой (в передней части корпуса танка) и спаренный с пушкой пулеметы калибра 7,62 мм. Для защиты от самолетов противника в качестве вспомогательного оружия предусматривался зенитный пулемет КПВТ калибра 14,5 мм. В состав боекомплекта входили 50 унитарных выстрелов для пушки, не менее 3000 патронов калибра 7,62 мм и не менее 500 патронов калибра 14,5 мм.
Броневая защита лобовой и бортовых частей корпуса и башни по сравнению с броневой защитой танка Т-54 должна была быть усилена на 20-30%.
Для обеспечения непрерывного кругового обзора над рабочим местом командира танка монтировалась командирская башенка со смотровым прибором, имевшим стабилизированное поле зрения. Для наводки орудия в цель служил прицел типа ТШ-20. Кроме того, предусматривалось использование дальномера или прицела-дальномера (в случае размещения дальномера у командира танка командирский прибор в танке не устанавливался).
В составе силовой установки предполагалось иметь дизель или двигатель лопаточного типа (ГТД. - Прим. авт.). При этом величина удельной мощности должна была составлять не менее 14,7 кВт/т (20 л.с./т), а трансмиссия машины - обеспечивать непрерывное изменение передаточных отношений в широком диапазоне, хорошую поворотливость, наиболее полное использование мощности двигателя и легкость управления. Кроме того, не исключалась возможность применения глушителя для снижения шума (при необходимости), создаваемого в процессе выпуска отработавших газов двигателя. Обязательным являлось требование возможности преодоления водных преград глубиной до 5 м по дну.
Для внешней связи предусматривалась установка радиостанции типа РТУ, монтаж которой осуществлялся в габаритах радиостанции 10РТ.
Работоспособность танка должна была обеспечиваться в различных климатических условиях в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +40°С и сильной запыленности в пределах гарантийного срока не менее 3000 км.
В связи с большой сложностью поставленных задач Министерство транспортного машиностроения приняло решение о проведении КБ заводов и ВНИИ-100 предварительной конструктивной проработки схем компоновок нового танка для выявления возможности выполнения требований ГБТУ. Основные надежды, связанные с выполнением поставленных задач, возлагались на КБ завода №75, возглавляемое А.А. Морозовым. По его воспоминаниям, уже в декабре 1952 г. харьковский проект нового среднего танка получил шифр «Объект 430». Несмотря на привлечение к эскизной проработке компоновки нового среднего танка КБ завода №174, эту задачу впоследствии с него сняли в связи с его загруженностью созданием уже упоминавшихся ранее САУ «Объект 500» и «Объект 600», а также других образцов бронетанковой техники и вооружения на их базе.
В соответствии с предъявленными требованиями КБ заводов №75, №183 и ВНИИ-100 в течение 1952 - начала 1953 гг. выполнили эскизные проработки нового среднего танка, в конструкции броневой защиты которого были учтены рекомендации ЦНИИ-48, полученные при отработке схем броневой защиты эскизного проекта среднего танка Т-22ср и результатов обстрела корпуса и башни макета А-22.