Оглавление

SuT5455217.jpg SuT5455220.jpg

Ходовой макет танка Т-55 с двигателем ГТД-ЗТ на специальном стенде ВНИИ-100, 1964 г.

Разрез по валам гидромеханической коробки передач ГМТ-150.

В топливную систему входили две группы топливных баков - внутренняя и наружная. Внутренние топливные баки размещались в носовой части корпуса, справа от рабочего места механика-водителя, наружные топливные баки — на левой и правой надгусеничных полках. Общая емкость топливных баков составляла 617 л (из них 400 л — наружные баки). Подача топлива ТС-1 из баков к двигателю осуществлялась с помощью подкачивающего насоса коловратного типа.

SuT5455218.jpg
Передача i
I 6,0
II 2,8
III 2,0
IV 1,43
V 0,91
З.Х. 6,0

Передаточное отношение тахометрических датчиков
П тк 10,47
П гс 6,28
П г.в. 1,0
SuT5455219.jpg Передаточное отношение ГМТ  
Передача i
I 2,87 
II 1,042
З.Х. 2,87

Передаточное отношение индуктивных датчиков оборотов
П тк 5,62
П гс 4,91
П п.в.  1,0 
П г.в. 1,0

Кинематическая схема механической трансмиссии ходового макета танка Т-55 (Т-54) с двигателем ГТД-3Т.

Кинематическая схема гидромеханической трансмиссии ходового макета танка Т-55 с двигателем ГТД-3Т.

В системе воздухоочистки применялся циклонный воздухоочиститель с коэффициентом пропуска пыли 3% и эжекционным удалением пыли из бункера. Для уменьшения сопротивления впускной трассы воздухоочиститель устанавливался снаружи танка на левой надгусеничной полке.

В системе охлаждения использовался одноступенчатый осевой вентилятор с карданным приводом от вала турбокомпрессора ГТД, который осуществлял непосредственный обдув охлаждающим воздухом картера коробки передач и наружные поверхности двигателя.

В системе смазки имелся только один контур циркуляции масла, связанный с масляной магистралью двигателя.

Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-1ПТ и штатных аккумуляторных батарей. Подготовка к пуску и пуск ГТД в условиях низких температур окружающего воздуха (-22°С) занимали 7 мин.

Источником электроэнергии при работающем двигателе являлся авиационный генератор ГСК-1500, имевший клиноременной привод от коробки передач. В отличие от серийного танка, щиток контрольно-измерительных приборов механика-водителя в ходовом макете был адаптирован под установку ГТД.

Дальнейшие исследования работы ГТД-ЗТ в объектовых условиях продолжились во ВНИИ-100 уже применительно к Т-55. Так, в 1963-1964 г. на базе этого танка был создан и испытан на танковых трассах института очередной ходовой макет с двигателем ГТД-ЗТ мощностью 515 кВт и удельным расходом топлива 450 г/кВт×ч. Руководил работами по данному ходовому макету М.А. Храпко, компоновку газотурбинной силовой установки (ГТСУ) выполнил В.В. Антонов.

От предыдущего ходового макета с ГТД макет на базе Т-55 отличался только тем, что в его МТО могли устанавливаться взаимозаменяемые между собой коробки передач двух типов: серийная механическая и опытная гидромеханическая ГМТ-150 (разработчики — П.С. Сологуб, B.C. Иванкин и В.А. Степанов). Только в случае установки ГМТ-150 в системе смазки использовались два контура циркуляции масла, связанные с масляными магистралями двигателя и гидромеханической коробки передач.

Сравнительные исследования тягово-экономических, пусковых и других эксплуатационных характеристик танка с ГТД и трансмиссиями двух типов, выполненные в процессе испытаний в январе—марте 1964 г. (с механической трансмиссией) и в октябре 1964 г. (с гидромеханической трансмиссией), выявили преимущества механической трансмиссии, обеспечивавшей макету танка с ГТД более высокие динамические и топливно-экономические характеристики.

Оглавление