Ходовой макет на базе Т-54, изготовленный заводом им. В.А. Малышева для отработки ходовой части опытного танка «Объект 430». |
Щиток контрольно-измерительных приборов механика-водителя ходового макета танка Т-54 с двигателем ГТД-3Т. |
Необходимо также отметить, что с развертыванием в начале 1960-х гг. НИОКР по созданию перспективного танка следующего поколения, база Т-54 и Т-55 послужила основой различных ходовых макетов, предназначенных для отработки его узлов и систем. На этих макетах прошли испытания газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ и его обеспечивающие системы, гидромеханическая трансмиссия, размещение механика-водителя в башне, автоматизированные приводы управления, а также ходовая часть новых опытных танков.
Так, например, в 1956 г. на заводе №183 для проверки ходовой части нового среднего танка «Объект 140» с использованием корпуса Т-54 изготовили действующий макет, на котором в мае—июне 1956 г. совместно с представителями НИИБТ полигона провели испытания двух вариантов подвески — одноторсионной и двухторсионной. В итоге был выбран вариант одноторсионной подвески, как более простой и удобный в эксплуатации.
Аналогичный ходовой макет для отработки ходовой части нового среднего танка «Объект 430» создали на заводе им. В.А. Малышева в Харькове.
К разработке нового перспективного танка Министерство оборонной промышленности подключило практически все КБ заводов и целый ряд НИИ и КБ — создателей основных комплектующих изделий (двигатели, вооружение, приборное оснащение и др.). Большой объем работ в данном направлении выполнил ВНИИ-100, в котором головным по данной теме был определен отдел №2 (отдел общемашинных исследований, позднее преобразованный в №23). Для проведения НИОКР в отделе создали КБ компоновки, в котором под руководством Ю.Г. Ганчо выполнили проекты танков с различными вариантами размещения экипажа: по классической схеме (в корпусе и башне); в корпусе; в башне, а также по схеме с качающейся башней, с частично или полностью вынесенным вооружением. Прорабатывались варианты систем управления огнем, механизмов заряжания, систем моторных установок, трансмиссий, ходовой части, броневой и противорадиационной защиты, маскировки и других систем и узлов нового танка.
Компоновочными проработками различных схем перспективного танка, анализом объемно-массовых показателей, оценкой реализуемости технических решений, заложенных в проектах КБ заводов, отработкой технических требований к узлам и системам танка занимались С.А. Кулемин, Г.И. Баранов, В.Г. Селезнев, М.М. Куликовский, А.И. Ягодкин, В.И. Ивановская, А.Г. Евстафьева, А.И. Осетрова, А.Ф. Перепечко, В.Д. Касьянов, В.П. Андреев. Компоновочные работы вариантов МТО выполнили Ю.Е. Панков, А.С. Семенов, А.П. Баранов, В.И. Кузнецов.
Так, для отработки систем обеспечения танкового газотурбинного двигателя ГТД-ЗТ в 1960-1961 гг. заводом №174 совместно с ВНИИ-100 был изготовлен ходовом макет на базе Т-54. Мощность двухвального ГТД-3Т, составлявшую 515 кВт (700 л.с.), при установке в танк ограничили до 318 кВт (432 л.с.).
Ходовой макет Т-54 с ГТД отличался от серийной машины только компоновкой МТО, коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД от поршневого двигателя по характеристикам, эксплуатационным качествам и габаритам. По сравнению с расположением дизеля В-54 двигатель ГТД-3Т имел большее смещение (на 140 мм) в сторону перегородки МТО. В результате выхлопной патрубок ГТД перекрывался корпусом башни, что привело к необходимости поворота выпускной улитки относительно его вертикальной оси на 30° в сторону кормы и к исключению средней группы топливных баков серийной машины. Выпуск отработавших газов двигателя осуществлялся через выхлопной патрубок в передней части МТО у правого борта и был направлен вверх под углом 45°.
Продольный и поперечный разрезы МТО ходового макета танка Т-54 с двигателем ГТД-3Т.
Ходовой макет танка Т-54 с двигателем ГТД-3Т. |
Общий вид МТО ходового макета танка Т-54 с двигателем ГТД-3Т. |