Движение танка Т-54 (образец №3) по проселочной дороге на лесном заболоченном участке (вид спереди). Лето 1946 г.
В период с 20 июня по 10 августа 1946 г. опытные танки Т-54 №3 и №4 прошли 1000-км межведомственные испытания на трассе завода №183, которые проводила комиссия под председательством начальника Технического управления ГБТУ ВС инженер-полковника А.И. Благонравова. В состав комиссии также входили И.С. Бер, Н.А. Кучеренко и Н.С. Гутник. Пробег проходил по маршруту Нижний Тагил - Невьянск - Реж и обратно. Т-54 с пушкой ЛБ-1 преодолел около 1000 км по сухой грунтовой дороге, щебеночному и булыжному шоссе; второй танк с пушкой Д-10Т - 760 км.
В результате значительного усиления броневой защиты башни, перевода гусениц на цевочное зацепление с ведущими колесами и других нововведений полная боевая масса танка превысила заданную в ТТТ (36 т) более чем на 3 т. Соответственно, удельная мощность машин снизилась с 10,6 до 9,8 кВт/т (с 14,4 до 13,3 л.с./т), а среднее давление на грунт возросло до 96,1 кПа (0,98 кгс/см2).
Тем не менее комиссия установила серьезные преимущества этого варианта Т-54 над всеми известными средними танками, но не засчитала испытания из-за выявленных дефектов в ходовой части и трансмиссии, а также превышения боевой массы и невыполнения ряда мероприятий, заданных в 1945 г. К числу существенных дефектов относились: сильный утомляющий шум трансмиссии, ненадежная работа синхронизаторов в коробке передач, разрушение массивных резиновых бандажей опорных катков, поломка торсионного вала подвески первого правого опорного катка (на одном из танков), недостаточная стойкость траков, плохая работа всех пулеметов и невозможность кругового обстрела из зенитного пулемета без поворота башни, большие усилия на рычагах управления. В числе невыполненных мероприятий оказалась установка гидроамортизаторов, вращающегося полика в боевом отделении и противокумулятивных экранов.
27 августа 1946 г. вышел приказ Министерства транспортного машиностроения №211, в приложении к которому был представлен перечень конструктивных улучшений, подлежащих внедрению в серийное производство танков Т-54 после отработки и испытаний опытных образцов (всего 21 пункт). Среди них: снижение шума, разработка сервоустройства для уменьшения усилий на тягах управления до 8-10 кгс, повышение надежности торсионной подвески, совершенствование синхронизаторов в коробке передач, а также обеспечение герметичности корпуса машины при преодолении брода.
КБ завода №183 в течение августа-сентября 1946 г. доработало серийные чертежи с учетом всех замечаний по результатам летних испытаний двух последних образцов танка.
К 16 сентября того же года опытный цех завода изготовил следующий опытный образец танка Т-54 с прежними корпусом и башней. Основные изменения коснулись лишь ходовой части и трансмиссии. В период с 18 сентября по 28 октября 1946 г. эта машина прошла заводские испытания пробегом в объеме 2000 км.
В ходе испытаний в конце сентября для окончательного оснащения машины выбрали 100-мм пушку Д-10Т конструкции Ф.Ф. Петрова. Постановлением Совета Министров СССР №2198-897 от 30 сентября 1946 г. ее приняли на вооружение Т-54. Конструкция и баллистика этой пушки оказались настолько удачными, что более 40 лет без особых конструктивных изменений она являлась основным оружием серийных танков Т-54, а затем Т-55 и их модификаций.
Одновременно с испытанием опытных машин осуществлялась доработка чертежей танка с улучшенными характеристиками и уменьшенной боевой массой. Для подготовки серийного производства Т-54 на заводах №75, №112, №174 и №200 18 сентября началась рассылка рабочих чертежей.
В октябре 1946 г. на заводе №183 приступили к сборке корпуса танка измененной конструкции. К этому времени на заводе №200 были отлиты и новые башни.
В начале декабря 1946 г. в Совете Министров СССР состоялось совещание по вопросу доработки танка Т-54 и подготовки серийного производства (в конструкцию танка было внесено 90 конструктивных изменений). Всего за 1946 г. завод №183 внес 649 изменений. Из них 110 были направлены на улучшение качества танка, 66 - на снижение трудоемкости, остальные - на снижение массы и на уточнение чертежей для увязки с технологией изготовления деталей.
Танк Т-54 (образец №4) с новым корпусом был собран на заводе №183 в первой половине февраля 1947 г., а с 18 по 26 февраля прошли его заводские испытания с башней старой конструкции (без пушки). На последующие два заезда танк вышел уже с новой башней, но пока без установки основного оружия. После пробега в 511 км на нем установили пушку и произвели 14 выстрелов. Основные отличия опытного танка Т-54 (образец №4) от предыдущих машин заключались в следующем:
- для снижения массы танка ширина (высота) бортовых листов корпуса уменьшена, а редан днища (толщиной 20 мм) увеличен до 220 мм;
- верхний лист кормы поставлен на гужон и приварен вместо откидного;
- в среднем кормовом листе выполнен люк для доступа к ступице вентилятора;
- уменьшен объем башни и изменена ее конфигурация;
- зенитно-пулеметная установка для 12,7-мм ДШК выполнена по типу зенитно-пулеметной установки, используемой на тяжелом танке ИС-3;
- упразднен смотровой прибор механика-водителя, устанавливавшийся в левом борту.
В результате выполненных мероприятий массу танка удалось снизить с 39 до 36 т.
За время заводских испытаний танк прошел 1021 км со средней скоростью 23,4 км/ч. Одновременно на заводе №183 изготовили корпус с башней танка Т-54 для проведения отстрела на артиллерийском полигоне.
Башня танка Т-54 обр. 1947 г.