Результаты опытного обстрела и проверки крепления башни танка Т-54 на корпусе. 1947 г.
После завершения заводских испытаний Т-54 был представлен на министерские испытания, которые состоялись в районе Нижнего Тагила в период со 2 по 12 марта 1947 г. Председателем комиссии, проводившей испытания, являлся главный испытатель Министерства транспортного машиностроения Е.А. Кульчицкий. Эти испытания Т-54 (образец №4) не выдержал из-за недостаточной прочности и надежности основных механизмов (ПМП, кронштейна правого балансира, передних балансиров и торсиона). Вновь встал вопрос об установке гидроамортизаторов на крайних узлах подвески.
Своим постановлением Совет Министров СССР №935-288 от 9 апреля 1947 г. обязал Министерство транспортного машиностроения и завод №183 к 15 апреля этого же года закончить отработку двух головных танков Т-54. В установленный срок завод №183 завершил доработку двух головных образцов первой серии танков Т-54, в которые были внесены конструктивные улучшения в соответствии с результатами министерских испытаний в марте 1947 г. Машины получили наименование «танк №5» (заводской номер 470106) и «танк №6» (заводской номер 470208).
В период с 25 апреля по 27 мая 1947 г. в районе завода №183 эти машины были подвергнуты контрольным испытаниям межведомственной комиссией, в которую вошли представители ГБТУ ВС и Министерства транспортного машиностроения. Возглавлял комиссию председатель НТК ГБТУ ВС инженер-полковник А.И. Благонравов. В состав комиссии также входили: заместители председателя комиссии инженер-полковник Н.В. Румянцев и главный испытатель Министерства транспортного машиностроения гв. полковник Е.А. Кульчицкий; как представители от Министерства транспортного машиностроения - генерал-майор ИТС А.А. Морозов (главный конструктор завода №183), Н.А. Кучеренко (заместитель главного конструктора завода №183) и Н.С. Гутман (начальник опытного цеха завода №183).
Испытания были проведены по программе гарантийных испытаний танков и самоходных установок серийного производства, утвержденной министром транспортного машиностроения СССР и командующим БТ и MB ВС от 10 марта 1947 г. Испытания вооружения, электрооборудования, противопожарного оборудования и средств связи проводились по программе, утвержденной начальником ГБТУ ВС от 21 апреля 1947 г.
После прохождения километража, предусмотренного программой (1000 км), танк №5 был направлен на повторные ходовые испытания (с 25 по 27 мая) для проверки надежности работы торсионных валов подвески. Пробег в 1000 км был совершен за двое суток и 8 ч, при этом оперативная скорость составила 18 км/ч. За все время испытаний машины преодолели в общей сложности 2486 км. По заключению комиссии, танки Т-54 испытания выдержали, представленные образцы соответствовали ТТХ, утвержденным правительством. Все мероприятия, предусмотренные перечнем, составленным по результатам испытаний двух танков Т-54 (№3 и №4) в июле 1946 г., завод №183 выполнил. Однако по некоторым пунктам (увеличение тормозного момента малых тормозов ПМП, установка курсовых пулеметов, антикоррозийное покрытие баков) требовалась доработка. Но, несмотря на это, комиссия отметила большую работу, проделанную заводом №183 по совершенствованию машин, что позволило получить высокие показатели подвижности при ходовых испытаниях.
ТанкТ-54 на министерских испытаниях. Весна 1947 г. | Танк Т-54 с десантом на министерских испытаниях. Весна 1947 г. |
Проведенные заводом мероприятия по снижению массы танка до 36 т позволили повысить его удельную мощность до 10,6 кВт/т (14,4 л.с./т) и уменьшить среднее давление на грунт до 88,3 кПа (0,9 кгс/см2).
23-24 июня 1947 г. министр транспортного машиностроения СССР В.А. Малышев и командующий БТ и MB ВС маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко приняли решение о серийном выпуске танков Т-54 и установили сроки ввода изменений по замечаниям комиссии. Из 22 конструктивных и производственных мероприятий завод №183 обязывался: четыре мероприятия внедрить с первой машины установочной серии, два - с шестой машины и четыре - с 11-й машины. Остальные мероприятия должны были осуществляться в процессе выпуска установочной серии танков в количестве 50 машин. Кроме того, по 14 мероприятиям конструктивного и технологического характера указанным решением были установлены различные сроки их отработки, испытания и утверждения в Министерстве транспортного машиностроения и ГБТУ ВС.
Головной образец танка Т-54 (№6) первой серии на контрольных испытаниях. Весна 1947 г.