Танк Т-44-100. Лето 1945 г.
Боевая масса - 33,5; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 100 мм, 2 пулемета - 7,62 мм, пулемет 12,7 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость - 52 км/ч.
Всего в конструкцию нового танка требовалось внести 68 изменений. Однако отработкой чертежей и опытного образца завод № 183 длительное время не занимался. Дело в том, что летом 1945 г. завод проводил ОКР по дальнейшей модернизации танка Т-44 в направлении повышения его огневой мощи. Были изготовлены два опытных образца танка Т-44-100, которые, помимо установки более мощной 100-мм танковой пушки ЛБ-1, отличались от серийного Т-44 наличием стальных бортовых экранов, а на одном из них на крыше башни у люка заряжающего монтировалась турель с зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК. Однако размещение более мощной пушки в существующей башне танка ухудшило вентиляцию боевого отделения и условия работы экипажа, и дальнейшие работы по данной машине были прекращены.
В связи с этим второй опытный образец танка Т-54 собрали лишь к концу июля 1945 г. Он отличался от предыдущего варианта только использованием пятискоростной коробки передач с синхронизаторами и ПМП. 28 июля 1945 г. эту машину без установки основного оружия отправили на ходовые испытания, которые продлились до 4 ноября 1945 г. За это время танк прошел 1513 км.
Во время испытаний выявилось большое количество дефектов и поломок механизмов танка Т-54. ПМП по своей конструкции были аналогичны механизмам поворота тяжелого танка ИС и работали без дефектов. Синхронизаторы коробки передач ожидаемого эффекта не дали, так как время переключения передач составляло 5 с. По результатам ходовых испытаний в конструкцию танка внесли еще 98 изменений.
В письме, отправленном 5 сентября 1945 г. на имя Л.П. Берия, маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и генерал-полковник танковых войск Н.И. Бирюков просили дать указания В.А. Малышеву:
«1. О срочном предъявлении комиссии на повторные испытания двух Т-54, доработанных в соответствии с заключением комиссии (один с планетарной трансмиссией, другой с ПМП).
2. О выработке предложений по организации серийного выпуска Т-54».
8 декабря 1945 г. нарком транспортного машиностроения В.А. Малышев подписал приказ №56 о доработке технической документации по танку Т-54 в соответствии с ТТТ к нему, об изготовлении к 15 марта 1946 г. первых образцов танков установочной партии и предъявлении их на испытания.
В начале 1946 г. завод №183 приступил к сборке двух очередных опытных образцов танка Т-54 (№3 и №4). В это же время в Москве в Министерстве Вооруженных Сил всесторонне обсуждался вопрос по перспективам строительства бронетанковой техники в период 1946-1950 гг. 21 февраля 1946 г. в своем постановлении №1 военный совет БТ и MB KA, исходя из необходимости дальнейшего оснащения бронетанковых войск вполне современными и передовыми образцами бронетанковой техники с учетом развития противотанковых и других средств современного боя на ближайшие пять лет (в отношении средних танков), постановил ходатайствовать перед народным комиссаром обороны о принятии на вооружении танка Т-54. Одновременно предлагалось установить сроки перевода танковых заводов на выпуск данной машины: завод №183 - с июня 1946 г., завод №112 - с октября 1946 г., завод №75 - с декабря 1946 г. и завод №174 - с октября 1946 г.
В этом постановлении также предлагалось выдать наркоматам транспортного, тяжелого, среднего машиностроения и их заводам задания на проектирование объектов бронетанковой техники с учетом всего новейшего в технике, на изготовление опытных образцов и решение вопроса о принятии на производство танков (тяжелого и среднего), специальных танков (мостового, плавающего бронетранспортера, огнеметного, командирского и авиадесантного), артиллерийских самоходных установок (закрытого и открытого бронирования), зенитных артиллерийских установок и других образцов бронетанковой техники. В части нового среднего танка и командирского оборудования Т-54 проектирование поручалось заводу №183.
23 апреля 1946 г. состоялось решение Совета Министров СССР об утверждении предложения В.А. Малышева и Б.М. Коробкова о принятии на вооружение нового среднего танка Т-54 конструкции Уральского завода им. Сталина (конструктор - А.А. Морозов). А 29 апреля того же года, задолго до проведения испытаний первых опытных образцов установочной партии, вышло постановление Совета Министров СССР №960-402 о принятии танка Т-54 на вооружение и организации его серийного производства на заводе №183 с сентября 1946 г. В нем, в частности, говорилось: «Обязать директора завода Скачкова, начиная с сентября 1946 г. начать выпуск танка Т-54, с программой: сентябрь - 5 шт., октябрь - 30 шт., ноябрь - 50 шт. и декабрь - 80 шт. и создать мощности по производству 8 танков Т-54 в сутки при двухсменной работе...»
Однако танк не мог выпускаться серийно из-за наличия многочисленных конструктивных дефектов и невыполнения ряда заданных показателей боевой и технической характеристик, поэтому в течение 1946 г. продолжалась доводка конструкции машины, а также испытания опытных образцов.
В июле 1946 г. в соответствии с постановлением правительства №960-402 и приказом Министерства транспортного машиностроения №121 от 4 мая 1946 г. завод №183 изготовил два опытных танка Т-54 (№3 и №4). По своей конструкции они представляли собой третий образец танка Т-54. От Т-54 обр. 1945 г. новые машины отличались в основном измененной конструкцией башни (по типу башни тяжелого танка ИС-3), установкой двух курсовых 7,62-мм пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках в бронированных коробах, введением зенитного 12,7-мм пулемета ДШК (крепившегося на турели на крыше башни), подключением наружных топливных баков к топливной системе двигателя, применением в пятиступенчатой коробке передач инерционных синхронизаторов на всех передачах (кроме первой и заднего хода) и цевочным (вместо гребневого) зацеплением ведущих колес с гусеницами. В башне первой машины смонтировали 100-мм танковую пушку ЛБ-1, в башне второй - Д-10Т. Справа у каждой пушки располагался спаренный 7,62-мм пулемет СГ-43.
Танк Т-54 (образец №3) на межведомственных испытаниях. Преодоление подъема крутизной 28°. Лето 1946 г.