Оглавление

SuT5455026.jpg

Схемы гусеницы с уширением через один трак (слева) и гусеницы сплошного уширения.

По заключению комиссии, уширенные через один трак гусеницы были рекомендованы для использования при преодолении заболоченных участков местности, с ограничением движения на них по дорогам с твердым покрытием (на небольшие расстояния и только на низших передачах). Изготовление гусениц возлагалось на войсковые ремонтные органы.

SuT5455027.jpg SuT5455028.jpg

Состояние гусеницы сплошного уширения до и после испытаний танка Т-34-85.

SuT5455029.jpg SuT5455031.jpg
Танк Т-34-85 с маскировочной накидкой «Паучок» Танк Т-44 с маскировочной накидкой «Паучок» в танковом окопе.

Необходимо отметить, что танки Т-34-85 и Т-44 (Т-44М) в 1945-1960-х гг. послужили базой для проведения различных НИОКР. Так, на танках Т-34-85 прошли испытания: опытный курсопрокладчик (ТНА), ОПВТ, снегоочистители (СТ-3 и СТ-38), танковый снегорез, бульдозерное оборудование (БТУ), были созданы опытные образцы боевой машины «Объект Н» для пуска крылатой ракеты (беспилотного самолета-снаряда) 10Х, бронетранспортера, велась разработка зенитных самоходных установок со спаренными и счетверенными 37-мм автоматическими пушками, на Т-44М - ночные приборы наблюдения и стрельбы, а также двухплоскостной стабилизатор основного оружия «Циклон» и ОПВТ. Кроме того, на танках Т-34-85 и Т-44 испытывались маскировочные накидки «Паучок».

Разработка первого послевоенного среднего танка, которому была присвоена марка Т-54, началась в Нижнем Тагиле в КБ завода №183 под руководством А.А. Морозова еще в конце Великой Отечественной войны. При этом широко использовался приобретенный в годы войны опыт проектирования танков Т-34-85 и Т-44. Опытный образец танка Т-54 был изготовлен 30 января 1945 г. После заводского пробега и показа командованию БТ и MB KA и членам правительства в период с 11 марта по 14 апреля 1945 г. он прошел испытания на НИБТ полигоне в Кубинке под руководством комиссии, возглавляемой заместителем начальника Технического управления ГБТУ КА гв. полковником Е.А. Кульчицким.

На основании материалов испытаний нарком танковой промышленности В.А. Малышев дал указания директору завода №183 генерал-майору ИТС Ю.Е. Максареву об изготовлении двух опытных образцов танка Т-54 к июню 1945 г. На одном из них должна была быть установлена планетарная трансмиссия, на другом - ПМП.

SuT5455030.jpg SuT5455032.jpg

Первый опытный образец танка Т-54. Январь-февраль 1945 г.
Боевая масса - 35,5; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 100 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость - 43,5 км/ч.

Танк Т-54 обр. 1945 г. на испытаниях. Проход танка через лесной массив. Весна 1945 г.

Оглавление