Слева направо: пульт управления командира танка; указатель наводчика, установленный на прицеле; указатель курса и указатель механика-водителя прибора ПУОР-4.
Прибор ПУОР, созданный в 1947 г., служил для передачи сигнала «Наводи» от командира танка наводчику, показа последнему направления поворота башни, величины угла рассогласования между орудием и линией визирования смотрового прибора командира, изменение угла рассогласования в процессе поворота башни, а также момента появления цели в поле зрения прицела. Модернизированный вариант прибора ПУОР-2 в конце 1947 г. прошел полигонные испытания в опытном танке Т-34-100 вместе с прибором ПУМАР.
Более совершенный прибор ПУОР-4 (позже именовался ПУАР-4), объединивший в себе конструкции ПУОР-2 и ПУМАР, в 1950 г. был испытан на НИИБТ полигоне в танке Т-34-85. Прибор ПУОР-4 - электрический, с механическими приводами датчика. В качестве указателей механика-водителя и наводчика использовались логометры постоянного тока и ламповые индикаторы, введенные в поле зрения прицела и смотрового прибора механика-водителя. Смотровой прибор командира танка был снабжен ламповыми индикаторами для контроля за выполнением маневров огнем и гусеницами. В комплект прибора наводчика также входил указатель курсовых углов. ПУОР-4 обеспечивал как раздельное, так и одновременное управление огнем и маневром (с более высокой точностью поворотов), а командир танка мог контролировать наводку орудия в цель и выполнение поворотов танка, не отрываясь от смотрового прибора. При этом вождение танка могло осуществляться с закрытыми смотровыми приборами механика-водителя со скоростями, близкими к нормальным для данных дорожно-грунтовых условий. Наводка орудия (по сравнению со штатными приборами) в ясновидимые цели с места, на углы в диапазоне ±25-00, сократилась с 13-50 с до 10,6-26,6 с, а для трудноориентируемых целей с места, на те же углы - с 22,4-48 с до 10-27,6 с.
В дальнейшем было принято решение провести полигонные испытания ПУОР-4 в танке Т-54.
В 1948 г. в одном из танков Т-44 на НИИБТ полигоне БТ и MB ВС прошла испытания система автоматизированного привода управления движением (авторы - И.М. Малявин, П.М. Бессонов, Дубровский, Цибульник и Л.Н. Лиферович). Применение данной системы значительно облегчило управление танком и повысило его маневренность, однако, как показали испытания, ее конструкция потребовала некоторой доработки. Опыт работы по автоматизированному приводу танка Т-44 в дальнейшем использовался при создании танков-мишеней на базе танков Т-54 и Т-55 («Объект 601»), а также опытного танка Т-62 («Объект 612»).
Летом того же года для проверки эффективности применения уширенных гусениц при преодолении танком заболоченных участков, прочности соединения элементов гусениц и выбора их рационального варианта (сплошного уширения и через один трак) на НИИБТ полигоне состоялись сравнительные испытания уширенных и серийных гусениц танков Т-34-85. Испытания показали, что использование уширенных гусениц повысило проходимость танков по заболоченным участками местности, при этом она оказалась практически одинаковой для обоих вариантов уширения. Среднее давление на грунт снизилось с 80 до 66,7 кПа (с 0,82 до 0,68 кгс/см2) для гусениц с уширением через один трак и до 56,9 кПа (0,58 кгс/см2) для гусениц сплошного уширения. Гусеницы, уширенные через один трак, по сравнению с гусеницами сплошного уширения обладали некоторыми преимуществами: они были проще в изготовлении, надежнее в эксплуатации, меньше влияли на надежность и динамические качества танков. Однако надежность Т-34-85 с такими гусеницами снизилась за счет дополнительных нагрузок на движитель и трансмиссию, не обеспечивая нормальной эксплуатации танков в условиях движения по дорогам с твердым покрытием.
Испытания танка Т-44 с автоматизированными приводами управления.
Испытания танка Т-34-85 с гусеницами сплошного уширения (слева) и с гусеницами, уширенными через один трак.