|
||
Нагнетатель системы ПАЗ танка ПТ-76Б обр. 1961 г. |
Индивидуальный воздухоприток двигателя танка ПТ-76Б обр. 1961 г. |
Танк ПТ-76Б обр. 1961 г. преодолевает водную преграду. |
Топливная система двигателя танка ПТ-76Б обр. 1961 г. выпуска с сентября 1962 г. |
Распределительный щиток башни танка ПТ-76Б до (слева) и после изменения в 1961 г. |
|
Центральный щиток механика-водителя до (слева) и после изменения в 1961 г. |
В систему ПАЗ входили: уплотнения, постоянно установленные на танке; механизмы закрывания, обеспечивающее автоматическое закрывание уплотнений; механизм остановки двигателя (МОД); механизм автоматического стопорения башни. Постоянные уплотнения монтировались на пушке, спаренном пулемете и в амбразуре прицела. К автоматически закрывающимся при взрыве ядерного боеприпаса уплотнениям относились: крышка окна вентилятора башни, клапан нагнетателя и крышка люка индивидуального воздухопритока двигателя.
Нагнетатель монтировался на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Над ним в крыше корпуса располагались лючок забора воздуха с защитным ограждением и устройство выброса отсепарированной пыли. Индивидуальный воздухоприток обеспечивал подачу наружного воздуха в двигатель, минуя внутренний объем танка. Его лючок забора воздуха с защитным ограждением находился в левом заднем углу крыши боевого отделения (при вождении на плаву он обязательно закрывался). Отключение внутреннего объема машины от воздухоочистителя и переключение питания двигателя воздухом на индивидуальный его забор через трубу извне машины осуществлялось с помощью специального устройства - подвижного каркаса, перекрывавшего входные окна циклонов воздухоочистителя.
Механизм остановки двигателя обеспечивал его автоматическое глушение при срабатывании систем ПАЗ или ППО. В цепи пиропатрона МОД находился разделительный диод Д7Ж, не допускавший срабатывание системы ПАЗ при включении системы ППО.
В связи с введением системы ПАЗ на танке вместо ручного стопора башни по-походному установили гребневой стопор башни двойного действия, предназначавшийся как для автоматического (от пиропатрона) стопорения башни от проворота в момент ядерного взрыва, так и для ручного ее стопорения по-походному. Кроме того, была введена новая конструкция защиты амбразуры прицела ТШК-66 от попадания воды и пыли с использованием оптического стекла К-108.
Включение механизмов ПАЗ осуществлялось автоматически от гамма-датчика РБЗ-1М. Радиометрический блок защиты РБЗ-1М являлся датчиком всей системы ПАЗ и предназначался для выдачи сигнала на срабатывание устройств герметизации, МОД и автоматического стопора башни при ядерном взрыве до подхода к танку ударной волны и на выключение электродвигателей вентилятора и нагнетателя (если они были включены). Питание прибора осуществлялось от бортовой сети машины постоянным током напряжением 24-29 В. РБЗ-1М устанавливался слева от командира на стенке башни.
Стопор башни танка ПТ-76Б обр. 1961 г. | Уплотнение амбразуры прицела танка ПТ-76Б обр. 1961 г. |
Для улучшения условий наблюдения механика-водителя за контрольно-измерительными приборами, облегчения управления электрическими цепями и более надежной их защиты от перегрузок и коротких замыкания установили новый центральный щиток механика-водителя, на который перенесли выключатели ТДА, гирополукомпаса и электрического водооткачивающего насоса. Некоторые изменения претерпела и конструкция распределительного щитка башни (ввели автоматы защиты сети).
Кроме того, в 1961 г. боковые буксирные крюки заменили небольшими облегченными крюками, устанавливавшимися горизонтально и обеспечившими лучшие условия эвакуации буксируемой на плаву машины.
В 1962 г.:
- в системе воздухоочистки применили двухступенчатый воздухоочиститель комбинированного типа (ВТИ-10) с эжекционным отсосом пыли из пылесборника (с января). Для увеличения разряжения и отсоса пыли в эжекторе с помощью коллектора объединили выхлоп от третьего и четвертого цилиндров двигателя и установили специальный высоконапорный эжектор отсоса;
- в связи с вводом нового воздухоочистителя увеличили жесткость моторной перегородки за счет добавления зигов (с февраля);
- для учета работы двигателя ввели счетчик моточасов ЧП-563, который размещался на левом подкрылке за крышкой левого лючка перегородки МТО. Кроме того, справа от механика-водителя стал устанавливаться спидометр (с апреля);
- с целью снижения массы машины толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили с 10 до 8 мм (с мая);
- увеличили заправочную емкость топливной системы двигателя до 390 л, установив в МТО танка за коробкой передач дополнительный топливный бак емкостью 140 л и изменив общую схему подключения внутренних топливных баков к топливораспределительному крану (с сентября). При этом запас хода танка по шоссе вырос до 370 км, на плаву - до 120 км;
- с целью улучшения водоходных качеств танка ввели корпус большего водоизмещения за счет увеличения его высоты на 70 мм и изменения угла наклона нижнего лобового листа от вертикали с 45 до 55° (с октября). Для лучшего схода воды с задней части крыши корпуса ей был придан небольшой обратный уклон. Запас плавучести машины повысился до 28% (3,9 м3);
- для эксплуатации танка в морских условиях на башне у вентилятора приваривался специальный фланец под установку воздухозаборной трубы; поставка этих труб осуществлялась только по специальному заказу ВМФ (с ноября);
- установили азимутальный указатель (на корпусе механизма поворота башни), который использовался для измерения углов поворота башни относительно корпуса машины, а также горизонтальных углов наводки при стрельбе с закрытых огневых позиций (с декабря).