Оглавление

Атмосферный воздух засасывался компрессором, сжимался в нем (с одновременным повышением температуры воздуха) и подавался в две симметрично расположенные горизонтальные камеры сгорания, куда одновременно с воздухом через форсунки подавалось топливо. Из камеры сгорания газообразные продукты поступали на турбину компрессора, приводя его во вращение, а оставшаяся часть - на лопатки силовой турбины, вал которой соединялся с помощью планетарного редуктора с выходным валом. Все элементы топливного регулятора, включая топливный насос с шестернями для привода агрегатов, ограничитель приемистости и отсечной клапан, монтировались в одном агрегате, в котором имелись внутренние каналы для топлива. В топливной системе использовались специальные агрегаты для регулирования подачи топлива при пуске, режиме холостого хода и максимальной частоте вращения вала турбины, а также приемистости. Приемистость двигателя ограничивалась специальным клапаном, осуществлявшим регулировку величины максимальной подачи топлива в соответствии с величиной давления воздуха на выходе из компрессора.

Дальнейшие работы по ГТСУ танка М41 приостановили из-за высокого удельного расхода топлива. Тем не менее работы по совершенствованию конструкции ГТД «Боинг» серии 502 продолжились и в итоге привели к созданию в 1958 г. модификации двигателя «Боинг-502-10МА» мощностью 243 кВт (330 л.с.), который был использован в качестве вспомогательного в комбинированной силовой установке шведского танка Strv-103А. По замыслу конструкторов, ГТД должен был включаться в работу периодически для обеспечения повышенных скоростей, движения в сложных дорожно-грунтовых условиях, а также пуска основного двигателя в условиях низких температур.

Двигатель «Боинг-502-10МА» являлся дальнейшей модификацией ГТД «Боинг-502-10С», который имел мощность 177 кВт (240 л.с.), конструктивно повторял ГТД «Боинг-502». Различия между модификациями заключались в изменении передаточных чисел выходных редукторов, изменении степени повышения давления компрессора, увеличения мощности и улучшения экономичности двигателя.

Первоначально для танка Strv-103А фирма «Вольво» разработала ГТД DRGT-1, который имел мощность 184 кВт (250 л.с.). В отличие от двигателя фирмы «Боинг», двигатель фирмы «Вольво» имел вращающийся теплообменник с высокой степенью теплообмена и при сравнительно невысокой температуре газов перед турбиной -малый удельный расход топлива. Количественное регулирование расхода рабочего тела осуществлялось с помощью двухопорных поворотных лопаток на входе в компрессор. Ротор силовой турбины был выполнен в виде двух противоположно вращающихся ступеней без промежуточного направляющего аппарата.

Особенностью этого двигателя являлась установка между двумя ступенями силовой турбины дифференциальной шестеренчатой передачи, благодаря которой изменение величины крутящего момента при изменении частоты вращения вала отбора мощности происходило более резко, чем у обычного двухвального ГТД. Кроме того, был расширен диапазон работы силовой турбины в зоне высоких КПД. Для увеличения величины тормозного момента использовался гидротормоз, представлявший собой специальную гидромуфту, ведущая часть которой соединялась с трансмиссией, а ведомая — жестко с корпусом двигателя. При торможении гидромуфта заполнялась маслом, причем степень наполнения муфты определяла тормозной момент. Регулирование заполнения гидромуфты осуществлялось вручную с помощью вентиля, который также мог быть связан с педалью подачи топлива или тормоза.

Температура масла на выходе из теплообменника могла быть понижена за счет увеличения расхода воздуха путем повышения числа оборотов холостого хода. Маслоохладитель одновременно служил глушителем шума всасывания. Во избежание дополнительных потерь давления при проходе воздуха через маслоохладитель во время работы двигателя под нагрузкой вход в маслоохладитель перекрывался специальной заслонкой, и воздух в компрессор всасывался через другой канал, минуя маслоохладитель.

SuRuPzWg0589.jpg SuRuPzWg0588.jpg
Силовая установка Strv-10ЗА со вспомогательным газотурбинным двигателем «Боинг-502-10МА» (на фото слева). Продольный разрез ГТД DRGT-1 фирмы «Вольво» (Швеция).
SuRuPzWg0590.jpg

Характеристика двигателя «Боинг-502-10С»

Оглавление