Послевоенный период развития отечественного танкостроения характеризовался тем, что для дальнейшего совершенствования танков решающее значение имело научное предвидение характера будущей войны, роли в ней танковых войск и способов их применения. Исходя из этого, основные направления развития танков определялись, главным образом, их возможностью вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Было установлено, что из поражающих факторов ядерного оружия (ударная волна, проникающая радиация, световое излучение и электромагнитный импульс) главную опасность для танка и его экипажа представляли ударная волна и проникающая радиация. Поэтому НИР были направлены на обеспечение защиты экипажа в первую очередь от поражающих факторов оружия массового поражения (ОМП). Исследования показали, что при взрыве ядерного боеприпаса оперативно-тактического назначения средние и тяжелые танки, находившиеся на удалении 500-600 м от эпицентра взрыва, не разрушались ударной волной, однако защита экипажа от проникающей радиации не обеспечивалась и на вдвое большем расстоянии. Значительное увеличение толщины брони танка не решало эту задачу, так как нейтроны относительно свободно проходили сквозь стальную броню. Поэтому задача защиты экипажа от проникающей радиации должна была решаться другим путем, т.е. созданием и внедрением противорадиационных материалов.
Следовательно, в условиях применения ядерного оружия выбор необходимой толщины брони танка определялся, прежде всего, требованиями баллистической защиты от противотанкового и танкового оружия противника. Задача создания надежной броневой защиты от обычных средств поражения стала особенно актуальной в связи с появлением за рубежом управляемого оружия и интенсивным развитием ручных противотанковых гранатометов.
Таким образом, в начале 1950-х гг. в обеспечении защищенности танка выявилось два самостоятельных направления — обеспечение защищенности от обычных средств поражения и от поражающих факторов ОМП.
На протяжении всей истории танкостроения происходило непрерывное соревнование между поражающими возможностями противотанковых средств и уровнем защищенности танков. В первые послевоенные годы развитие броневой защиты отечественных танков происходило на основе анализа опыта их боевого применения во время Великой Отечественной войны. Поражаемость броневой защиты советских танков изучалась как непосредственно на полях сражений, так и на ремонтных заводах и сборных пунктах аварийных машин (СПАМ), куда эвакуировались поврежденные танки. Кроме того, был получен ценный материал на основе анализа отчетов о боевых действиях танковых армий и корпусов.
Так, для танков Т-34 (самого массового отечественного танка периода Великой Отечественной войны) после обработки многочисленных данных за длительный период боевых действий было установлено, что наибольшее число попаданий снарядов приходилось на башню (45%) и на лоб корпуса (25%). Тем самым подтвердилась правильность выбранного еще до войны направления усиления броневой защиты за счет дифференцирования толщины брони.
Тактическая диаграмма снарядостойкости танка: а — безопасная зона обстрела; б — определение оптимального курсового угла обстрела. ТГ — тупоголовый бронебойный снаряд; ОГБН — остроголовый снаряд с бронебойным наконечником. |
|
Носовая часть корпуса среднего танка Т-54. | Носовая часть корпуса тяжелого танка ИС-4. |
Больше всего танки Т-34 несли потери от снарядов немецких 75-мм противотанковых пушек при обстреле с дистанции 400—600 м и 88-мм пушек — с дистанции 600—800 м. При изучении поражаемости танков определялись не только калибр, тип снаряда и дистанция обстрела, но и углы попадания снарядов. Все эти весьма важные данные, а также материалы обстрела на полигоне броневых плит различной толщины были использованы при разработке метода расчета снарядостойкости броневой защиты танка. Этот метод позволял оценить бронепробиваемость снарядов пушек зарубежных танков при отсутствии таблиц стрельб и графиков снарядостойкости. Для этого строились тактические диаграммы снарядостойкости, где указывались безопасные зоны обстрела танка под различными курсовыми углами. В дальнейшем стала учитываться вероятность попадания снарядов в различные части танка под тем или иным углом в боевых условиях. На основе этой теории защищенности с учетом развития вооружения танков вероятного противника создавалась броневая защита советских средних и тяжелых танков. Если танки Т-34-85 и Т-44 военного периода имели толщину верхних броневых листов носовой части корпуса, равную, соответственно, 45 и 90 мм, то у первого послевоенного серийного танка Т-54 эта величина составляла 100 мм при одинаковом угле наклона 60° от вертикали. Максимальная толщина лобовой брони башни была увеличена со 120 мм на танке Т-44 до 211 мм на Т-62.
На серийном тяжелом танке ИС-4 толщина лобовых листов корпуса (верхнего) и башни составляла, соответственно, 140 мм с углом наклона от вертикали 61° и 250 мм. Форма носовой части корпуса была выполнена по типу среднего танка Т-54 в сочетании с небольшими скуловыми листами. Впоследствии, при разработке новых тяжелых танков (ИС-7 и Т-10), отечественные конструкторы вернулись к ставшей классической конструкции носового узла корпуса тяжелого танка ИС-3.
Уровень броневой защиты первых послевоенных отечественных танков Т-54 и ИС-4 сопоставлялся с пробивной способностью бронебойных снарядов танковых пушек, которыми к этому времени были вооружены все танки вероятного противника (включая последние модификации танков «Пантера» и «Тигр» поверженной фашисткой Германии). Проведенный анализ показывал вполне благополучное положение с обеспечением броневой защиты советских танков.
Однако к концу 1950-х - началу 1960-х гг. стало ясно, что возросшее могущество традиционных противотанковых средств и появление новых средств поражения (ПТУР) в армиях вероятных противников не позволяло в приемлемых величинах массы и размеров танка решить задачу обеспечения необходимого уровня броневой защиты только за счет увеличения толщины и стойкости стальной брони.