Комплексными исследованиями вопросов баллистической защиты танков от бронебойных средств противника в предвоенные, военные и в первые послевоенные годы занимался Центральный научно-исследовательский броневой институт ЦНИИ-48 Наркомтанкопрома (до июля 1942 г. - НИИ-48) под руководством А.С. Завьялова.
В период Великой Отечественной войны ЦНИИ-48 находился в эвакуации в Свердловске. В годы войны институтом были разработаны новые марки и процессы варки броневой стали, ее термообработки, литья, проката и ковки, резки листов и сварки бронекорпусов. Кроме того, совместно с сотрудниками Московского филиала института (с мая 1942 г. по 7 сентября 1943 г. - московская группа (МГ ЦНИИ-48); начальники: А.Т. Ларин, затем В.А. Деле и Г.Ф. Засецкий) ученые ЦНИИ-48 провели ряд важнейших НИР по выявлению закономерности стойкости и поражаемости брони отечественных танков и САУ на поле боя.
К апрелю 1946 г. ЦНИИ-48 перебазировался из Свердловска в Ленинград и в конце 1947 г. был передан Министерству судостроительной промышленности. Объем НИОКР в институте, связанных с броневой защитой объектов бронетанковой техники, резко сократился, а в 1954 г. ЦНИИ-48 полностью переключился на тематику по профилю Министерства судостроительной промышленности и получил новое наименование — «Центральный научно-исследовательский институт металлургии и сварки» (ныне - ФГУП ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей»). В связи с этим в феврале 1948 г. Московский филиал ЦНИИ-48 приказом министра транспортного машиностроения СССР И.И. Носенко был реорганизован в Центральную броневую лабораторию №1 (ЦБЛ-1). Начальником лаборатории назначали Г.Ф. Засецкого, главным инженером — С.И. Смоленского. В мае 1955 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ЦБЛ-1 была преобразована в московский филиал ВНИИ-100, директором которого стал С.К. Щербаков, заместителем директора по научно-исследовательской работе - С.И. Смоленский (с 1959 г. - В.В. Иерусалимский).
Кроме филиала ВНИИ-100, вопросами исследования воздействия средств поражения на образцы бронетанковой техники занимались Академия бронетанковых войск, институты Академии наук, а также ряд специализированных полигонов и лабораторий. После войны в Киеве возобновил работу Институт электросварки Академии наук Украинской ССР (с 1953 г. - Институт электросварки АН УССР им. Е.О. Патона), вернувшийся из эвакуации из Нижнего Тагила в 1944 г. Институт развернул теоретические и экспериментальные работы по изучению свариваемости различных классов сталей, оценке прочности сварных соединений и конструкций броневых корпусов и башен различных объектов бронетанковой техники, а также по созданию новых систем флюсов, проволок и сварочной аппаратуры.
К моменту окончания Великой Отечественной войны изготовление броневых корпусов и башен было сосредоточено на Ижорском заводе, Мариупольском заводе им. Ильича (с 28 апреля 1958 г. - Ждановский завод тяжелого машиностроения), Челябинском заводе №200, Муромском заводе №176, Выксунском заводе №177, Саратовском заводе №180, Коломенском заводе им. Куйбышева, Сталинградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» и в бронекорпусных цехах завода № 183 в Нижнем Тагиле, УЗТМ в Свердловске, Омского завода им. Ворошилова, завода №112 «Красное Сормово» в Горьком, завода №38 в Кирове и Ворошиловградского завода. Прокат листа для бронекорпусов производили Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Новотагильский, Кулебакский (№178), Чусовской и Выксунский металлургические заводы, Ижорский завод и Мариупольский завод им. Ильича.
После окончания Великой Отечественной войны бронекорпусное производство и прокат броневых листов на большинстве заводов были сохранены.
28 Схемы броневой защиты отечественных танков будут приведены в последующих статьях цикла при описании машин.