Противоминный трал ПТ-55, установленный на танке Т-54.
Трал ПТ-55 монтировался на танк Т-54, скорость траления составляла 6-12 км/ч, ширина протраливаемой колеи — 2x830 мм. Проход, проделываемый тралом, обозначался на местности пропахиванием борозды глубиной 80 мм по внутренним границам протраливаемых колей с помощью трассировщика, который закреплялся на задних буксирных крюках танка.
Секция трала ПТ-55 имела четыре катка, причем диаметр отверстий а катках был значительно больше наружного диаметра втулок главного вала, на который они устанавливались. Вследствие этого катки имели возможность независимо один от другого перемещаться в вертикальной плоскости и тем самым копировать неровности рельефа местности. Взрывоустойчивость от противоднищевых штыревых мин достигалась применением специального устройства, состоящего из цепи с катушкой и находящегося между колейными секциями. Монтаж трала ПТ-55 на танк производился его экипажем с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 500 кг и монтажного троса, входящих в комплект трала. Время навешивания трала на танк таким способом составляло 10—15 мин.
Опыт применения тралов ПТ-54 на войсковых учениях и результаты полигонно-войсковых испытаний тралов ПТ-54М и ПТ-55 выявили необходимость повышения их тралящих качеств. Недостаточная надежность траления образцов с катковыми рабочими органами вызвала необходимость проведения специальных исследований с целью изыскания путей повышения чистоты траления.
С использованием рам и секций трала ПТ-55 были экспериментально исследованы различные схемы подвески
катковых рабочих органов:
- подвеска с передачей веса рамы на ось катков;
- подвеска с пониженной точкой прицепки катков;
- подвеска в виде шарнирного четырехзвенника.
Анализ результатов исследований показал, что все типы подвесок рабочих органов тралов по сравнению с подвеской ПТ-55 способствуют повышению чистоты траления. Наибольшее внимание в то время заслуживала четырехзвенная подвеска, которая обеспечивала повышение скорости траления.
Характеристика трала |
Рабочий орган трала Г.Н. Сергиенко |
ПТМ-5 |
ПТ-54 |
«Объект 413» |
КТК |
ПТ-55 |
Скорость траления, км/ч |
- |
12-15 |
До 18 |
6-8 |
10-11 |
6-12 |
Транспортная скорость, км/ч |
- |
- |
До 30 |
10-15 |
До 14 |
- |
Ширина траления, мм |
- |
2x1160 |
2x1300 |
2x1300 1x1140 |
2x825 |
2x830 |
Вес трала, кг |
1540 |
1000 |
8750 |
13800 |
7300 |
— |
Время монтажа трала силами экипажа, мин |
- |
- |
- |
- |
- |
10-15 |
Аварийная отцепка |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Секция трала с четырехзвенной подвеской сплошного (широкого) катка.
Секция трала с пониженной точкой прицепки катковой секции. |
Секция трала с четырехзвенной подвеской катковой секции. |