Противоминный трал ПТ-54М (шести- и пятикатковый варианты).
Противоминный трал ПТ-54М (четырехкатковый вариант). |
Монтаж рамы трала ПТ-54М на танк с помощью ручной лебедки. |
Приспособление для обозначения проходов трала ПТ-54М (трассировщик и устройство для установки флажков). |
Кран-стрела на автомобиле ЗИЛ-151 для погрузки трала ПТ-54М. |
Испытания опытного образца показали, что уменьшение веса трала на 1500 кг существенно повышает маневренные качества танка с тралом, а уменьшение «рыскливости» секций увеличивает гарантированную ширину траления. Но ввиду несовершенства конструкции трал испытания не выдержал.
Модернизацию трала ПТ-54 также проводило КБ-6 завода №75, представившее на испытания три опытных образца.
Как уже отмечалось, одной из основных задач модернизации трала ПТ-54 являлось снижение его веса. Эту задачу КБ-6 выполнило путем изменения количества катков в тралящей секции с шести до четырех (для различных вариантов модернизации). В результате масса трала была уменьшена примерно на одну тонну, а сопротивление движению снизилось на 8-10%.
Помимо изменения количества катков в секциях, модернизации подверглись узлы сцепки тяговых рам, уменьшилась «рыскливость» секций тралов за счет введения траверсной подвески. Трал стал оснащаться приспособлениями для обозначения протраленного прохода (состояло из трассировщика и устройства установки флажков) и траления противоднищевых штыревых мин, находившихся в полосе между протраливаемыми колеями.
В 1958 г. после проведения полигонно-войсковых испытаний этот вариант трала был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии и получил обозначение ПТ-54М. Отмечая тот факт, что модернизация трала существенно не улучшила его тралящих качеств по сравнению с базовым ПТ-54, нужно отметить, что она значительно облегчила его эксплуатацию. В составе комплекта трала появились приспособления для навески трала силами экипажа танка и погрузки в автомобиль.
После очередной модернизации трала ПТ-54М в 1959 г., заключавшейся в снижении его массогабаритных характеристик (масса трала была уменьшена до 6700 кг), он был принят на вооружение под шифром ПТ-55.