Танк Т-54, оснащенный противоминным тралом ПТ-54.
Противоминный трал ПТ-54, установленный на танковом тягаче (база - СУ-122).
В 1948 г. продолжались разработки новых конструктивных схем «боевых» тралов. Так, в ЦПИИ СА был создан колейный дисковый трал ПТМ-5, состоящий из рамы, рабочих органов, поворотного и прицепного устройства.
Общий вес трала составлял 10000 кг. Ширина полосы траления — две колеи по 1160 мм. Перевод трала в транспортное положение и аварийная отцепка не предусматривались. Радиус безопасного поворота равнялся 12-15 м.
Конструкция ПТМ-5 отличалась низкой взрывоустойчивостью. После испытаний в НИИИ дальнейшие работы по этому тралу были прекращены.
Летом 1947 г. на заводе №75 для танка Т-54 развернулись работы по созданию противоминного трала, получившего заводское обозначение «Объект 412». Уже в октябре 1948 г. первый опытный образец трала был отправлен на заводские испытания, которые завершились с удовлетворительными результатами. По результатам испытаний в мае 1949 г. завод изготовил два доработанных трала «Объект 412», а в июне — еще восемь образцов, которые в июле-августе того же года прошли заводские и войсковые испытания. Постановлением Совета Министров СССР №3169-1323 от 14 июля 1950 г. трал «Объект 412» был принят на вооружение Советской Армии под маркой ПТ-54. В его конструкции в значительной мере были устранены недостатки, выявленные в ходе эксплуатации противоминного трала ПТ-3. ПТ-54 монтировался на средние танки Т-34, Т-44 и Т-54.
ПТ-54 являлся колейно-катковым тралом нажимного действия. Он предназначался для проделывания проходов в противотанковых и противопехотных минных полях, находящихся в зоне возможного обстрела противником, а также для разминирования дорог, разведывания мест нахождения минных полей и полного их разминирования.
Катки трала изготавливались из стали 25л. ПТ-54 выдерживал 20 взрывов противотанковых мин ТМ-46 (или 40 подрывов на минах с зарядом 5,7 кг плавленого тротила) и 60 км пробега.
Устройство обозначения прохода противоминного трала для проделывания сплошных проходов.
В то же время большая масса трала ухудшала маневренность танка и снижала скорость движения при тралении мин.
Параллельно с разработкой ПТ-54 проводились работы по созданию на его базе трала сплошного траления. На заводе №309 (Завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева Харьковского совнархоза) в 1951 г. был сконструирован и изготовлен такой трал — «Объект 413» с прибором обозначения проходов в минных полях.
Трал «Объект 413» разрабатывался по предложению преподавателя Военно-инженерной академии П.М. Мугалева. Он состоял из трех секций: двух передних (трал ПТ-54) и одной задней. Поскольку секции трала ПТ-54 обеспечивали траление мин только непосредственно перед гусеницами танка (по 1300 мм), оставляя среднюю непротраленную полосу шириной 1140 мм, то установленная в кормовой части задняя секция трала исключала этот недостаток, обеспечивая сплошную полосу траления шириной 3800 мм.
Трал «Объект 413» имел три модификации, отличавшиеся количеством катков в рабочем органе (пять, шесть или семь). Во время проведения полигонных испытаний трала сплошного траления в 1950 г. стала очевидной нецелесообразность его применения из-за малой живучести и низкого качества траления, а также плохой маневренности танка-тральщика. В течение 1951—1952 гг. завод №75 занимался доводкой конструкции и в октябре 1952 г. предъявил доработанный трал на испытания, которые он не выдержал.
Увеличение массы на 5000 кг по сравнению с тралом ПТ-54, резкое ухудшение подвижности танка с тралом, необходимость в дополнительном грузовом автомобиле для транспортировки трала, более высокая стоимость и усложнение эксплуатации стали основными причинами, по которым «Объект413» не приняли на вооружение. Дальнейшие работы по этому тралу были прекращены.
Танк Т-54, оснащенный противоминным тралом для проделывания сплошных проходов (пятикатковый вариант).
Противоминный трал для проделывания сплошных проходов, смонтированный на Т-54 (шести- и семикатковый варианты).