Сведения о положенных по штатам и недостающих тракторах в частях, управлениях и учреждениях ТАОН (в числителе - исправные машины, в знаменателе - неисправные).
1 февраля 1919 г. |
1 февраля 1920 г. |
№ п/п |
Наименование частей |
Положено |
Состоит |
Недостает |
Сверх-комплект |
1 |
Штаб ТАОН |
|
- |
- |
|
2 |
Управление 1-й армейской бригады |
|
- |
- |
- |
3 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
- |
9 |
- |
4 |
2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
- |
9 |
- |
5 |
3-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
- |
9 |
- |
6 |
3-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
- |
- |
- |
- |
7 |
Управление 2-й армейской бригады |
|
- |
|
|
8 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «М» |
9 |
0/1 |
8 |
- |
9 |
2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «М» |
9 |
|
9 |
|
10 |
4-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
|
|
|
|
11 |
Управление 3-й армейской бригады |
. |
- |
|
|
12 13 |
1 -й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» 2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
|
- |
|
|
14 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Б» |
9 |
|
9 |
|
15 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Д» |
|
|
|
|
16 |
Управление 1-й резервной бригады |
. |
- |
_ |
_ |
17 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «А» |
36 |
0/9 |
27 |
- |
18 19 |
1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «В» 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Г» |
27 |
0/10 |
17 |
|
20 |
2-1 отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Г» |
27 |
1/1 |
25 |
- |
21 |
Отдельная резервная артиллерийская батарея «П» |
- |
- |
- |
- |
22 |
Тракторная школа |
7 |
_2/5 |
|
|
23 |
Парк Тракторной школы |
1 |
1/36 |
- |
37* |
24 |
Учебный дивизион |
2 |
- |
2 |
|
25 |
Артсклад |
- |
- |
|
- |
26 27 |
Огнетаон |
|
|
|
|
Управление 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг. |
|
- |
- |
|
28 |
1-й дивизион 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг. |
|
|
|
|
29 |
2-й дивизион 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг. |
|
- |
|
- |
|
Итого |
153 |
4/62 |
124 |
37 |
|
Всего недостает (с учетом сверхкомплекта) |
|
|
87 |
- |
|
№ п/п |
Наименование частей |
Положено |
Состоит |
Недостает |
Сверх-комплект |
1 |
Штаб ТАОН |
- |
- |
- |
|
2 |
Управление 1-й армейской бригады |
- |
|
- |
- |
3 |
3-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
- |
|
|
|
4 |
4-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
- |
|
|
|
5 |
2-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
4/2 |
3 |
|
6 |
3-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
6/0 |
3 |
|
7 |
4-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
0/2 |
7 |
|
8 |
Управление 2-й армейской бригады |
- |
- |
- |
- |
9 |
5-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
|
|
- |
- |
10 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Б» |
9 |
2/2 |
5 |
- |
11 |
2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Б» |
9 |
- |
9 |
|
12 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «М» |
9 |
3/0 |
6 |
|
13 |
2-й тяжелый артиллерийский дивизион «М» |
9 |
3/0 |
6 |
|
14 |
Управление 3-й армейской бригады |
- |
- |
- |
- |
15 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
- |
|
- |
|
16 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Д» |
- |
- |
- |
|
17 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» |
9 |
3/0 |
6 |
|
18 |
Управление 1-й резервной артиллерийской бригады |
|
- |
|
|
19 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «А» |
36 |
1/6 |
29 |
|
20 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «В» |
|
|
- |
|
21 |
1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Г» |
27 |
0/1 |
26 |
|
22 |
2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Г» |
27 |
0/1 |
26 |
- |
23 |
2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» |
- |
|
|
|
24 |
Авто-тракторная школа |
6 |
3/44 |
- |
41 |
25 |
Артсклад |
- |
- |
- |
- |
26 |
Огнетаон |
- |
- |
- |
- |
27 |
Рогожский склад ТАОН |
|
|
|
|
28 |
1-й дивизион 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады |
|
- |
- |
|
|
Итого |
168 |
25/58 |
126 |
41 |
|
Всего недостает (с учетом сверхкомплекта) |
|
|
85 |
|
|
* Из 37 тракторов один паровой «Фоупер» и восемь колесных «Мортон».
Любопытно, что самыми последними трофеями Гражданской войны спустя несколько лет после ее окончания стали американские тракторы «Холт-Катерпиллер». 14 октября 1919 г. в Новороссийской бухте затонул английский транспортный корабль War Pike, перевозивший, помимо прочего военного имущества, тракторы для белых. Работники Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в 1926 г. подняли с борта затонувшего судна несколько тракторов «Холт». После чистки, покраски и небольшого ремонта пролежавшие семь лет на дне моря машины вступили в строй.
Опыт Гражданской войны наглядно показал, что без организации собственной тракторной промышленности не только дальнейшее развитие отечественной тяжелой буксируемой артиллерии, но и поддержание ее в боеготовом состоянии было невозможно. Создание тракторной промышленности стало неотложной задачей нового советского государства.
Большую помощь в подготовке статьи оказал Д. Г. В. Парфит.
Фото предоставили С.В. Кирилец и М.В. Коломиец.
Источники и литература
1. Материалы Российского государственного военного архива.
2. Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии. В 4 т. - М., 1948.
3. Барсуков Е.З. Русская артиллерия в мировую войну. Т. 1. - М., 1938; Т. 2. - М., 1940.
4. Брусянцев И.В., Кашкаров М.В. Военно-автомобильный транспорт. - М., 1929.
5. История Московского автозавода имени И. А. Лихачева. - М., 1966.
6. Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретева. - М., 2010.
7. Советское военно-промышленное производство. 1918-1926. -М., 2005.
8. Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие. - Берлин, 1923.
9. Oswald W. Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, WehrmachtundBundeswehr. - Stuttgart, 1970.
10. Spielberger W.J. Kraftfahrzeuge und Panzer des OesterreichischenHeeres 1896 bis heute. -Stuttgart, 1976.

Тракторы «Холт-Катерпиллер» (Holt-Caterpillar 75 HP), поднятые ЭПРОНом с затонувшего английского судна. Новороссийск, 1926 г.
Следующая статья,
прим. ВВС