Оглавление

Сведения о положенных по штатам и недостающих тракторах в частях, управлениях и учреждениях ТАОН (в числителе - исправные машины, в знаменателе - неисправные).

1 февраля 1919 г.

1 февраля 1920 г.

№ п/п Наименование частей Положено Состоит Недостает Сверх-комплект
1 Штаб ТАОН - -
2 Управление 1-й армейской бригады - - -
3 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 - 9 -
4 2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 - 9 -
5 3-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 - 9 -
6 3-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» - - - -
7 Управление 2-й армейской бригады -
8 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «М» 9 0/1 8 -
9 2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «М» 9 9
10 4-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е»
11 Управление 3-й армейской бригады . -
12 13 1 -й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» 2-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Е» -
14 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Б» 9 9
15 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Д»
16 Управление 1-й резервной бригады . - _ _
17 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «А» 36 0/9 27 -
18 19 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «В» 1-й отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Г» 27 0/10 17
20 2-1 отдельный тяжелый артиллерийский дивизион «Г» 27 1/1 25 -
21 Отдельная резервная артиллерийская батарея «П» - - - -
22 Тракторная школа 7 _2/5
23 Парк Тракторной школы 1 1/36 - 37*
24 Учебный дивизион 2 - 2
25 Артсклад - - -
26 27 Огнетаон
Управление 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг. - -
28 1-й дивизион 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг.
29 2-й дивизион 1-й запасной Тяж. Арт. Бриг. - -
Итого 153 4/62 124 37
Всего недостает (с учетом сверхкомплекта) 87 -
№ п/п Наименование частей Положено Состоит Недостает Сверх-комплект
1 Штаб ТАОН - - -
2 Управление 1-й армейской бригады - - -
3 3-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» -
4 4-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» -
5 2-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 4/2 3

6

3-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 6/0 3
7 4-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 0/2 7
8 Управление 2-й армейской бригады - - - -
9 5-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» - -
10 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Б» 9 2/2 5 -
11 2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Б» 9 - 9
12 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «М» 9 3/0 6
13 2-й тяжелый артиллерийский дивизион «М» 9 3/0 6
14 Управление 3-й армейской бригады - - - -
15 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» - -
16 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Д» - - -
17 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «С» 9 3/0 6
18 Управление 1-й резервной артиллерийской бригады -
19 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «А» 36 1/6 29
20 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «В» -
21 1-й тяжелый артиллерийский дивизион «Г» 27 0/1 26
22 2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Г» 27 0/1 26 -
23 2-й тяжелый артиллерийский дивизион «Е» -
24 Авто-тракторная школа 6 3/44 - 41
25 Артсклад - - - -
26 Огнетаон - - - -
27 Рогожский склад ТАОН
28 1-й дивизион 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады - -
  Итого 168 25/58 126 41
Всего недостает (с учетом сверхкомплекта) 85

* Из 37 тракторов один паровой «Фоупер» и восемь колесных «Мортон».

Любопытно, что самыми последними трофеями Гражданской войны спустя несколько лет после ее окончания стали американские тракторы «Холт-Катерпиллер». 14 октября 1919 г. в Новороссийской бухте затонул английский транспортный корабль War Pike, перевозивший, помимо прочего военного имущества, тракторы для белых. Работники Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в 1926 г. подняли с борта затонувшего судна несколько тракторов «Холт». После чистки, покраски и небольшого ремонта пролежавшие семь лет на дне моря машины вступили в строй.

Опыт Гражданской войны наглядно показал, что без организации собственной тракторной промышленности не только дальнейшее развитие отечественной тяжелой буксируемой артиллерии, но и поддержание ее в боеготовом состоянии было невозможно. Создание тракторной промышленности стало неотложной задачей нового советского государства.

Большую помощь в подготовке статьи оказал Д. Г. В. Парфит.

Фото предоставили С.В. Кирилец и М.В. Коломиец.

Источники и литература

1. Материалы Российского государственного военного архива.

2. Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии. В 4 т. - М., 1948.

3.  Барсуков Е.З. Русская артиллерия в мировую войну. Т. 1. - М., 1938; Т. 2. - М., 1940.

4. Брусянцев И.В., Кашкаров М.В. Военно-автомобильный транспорт. - М., 1929.

5. История Московского автозавода имени И. А. Лихачева. - М., 1966.

6.  Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретева. - М., 2010.

7. Советское военно-промышленное производство. 1918-1926. -М., 2005.

8.  Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие. - Берлин, 1923.

9.   Oswald W. Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, WehrmachtundBundeswehr. - Stuttgart, 1970.

10.  Spielberger W.J. Kraftfahrzeuge und Panzer des OesterreichischenHeeres 1896 bis heute. -Stuttgart, 1976.

SuArTrk1010.jpg SuArTrk1011.jpg

Тракторы «Холт-Катерпиллер» (Holt-Caterpillar 75 HP), поднятые ЭПРОНом с затонувшего английского судна. Новороссийск, 1926 г.

Следующая статья, прим. ВВС

Оглавление