Трофейный английский трактор «Рустон» (Ruston 75 HP) из состава частей ТАОН РККА, 1921 г.
«На Высотских позициях противник был задержан и даже отброшен во многих местах назад. На запрос о возможности погрузиться, Комендант станции ответил, что очередь погрузки подойдет лишь вечером. Прибывшие красноармейцы с артбазы батареи, из Гатчины, донесли, что артбазу погрузить удалось, но отправить нет, за неимением паровозов, огнебаза отправлена в Тосно. В 8 часов через Красное Село прошло пополнение на фронт и отправились броневики. Вскоре под новым напором противника наши части стали отходить, а за ними и броневики. К вечеру завязался бой в районе Красного Села, через которое стали в хаотическом беспорядке пробегать обозы и части войск, и части с правого фланга, сильно теснимые противником. Все это в безпорядке тянулось на Детское Село. Ждать погрузки становилось рискованным, о чем неоднократно было доложено Помощнику Начартдиву, который в конце-концов приказал пойти на Детское Село. Комбатом было указано на опасность такого предприятия, так как наступление противника на наш левый фланг все усиливается и хорошо если до полудня следующего дня удержится Детское Село. Между тем горючего в батарее осталось лишь в машинах на 20-25 верст, что хватит и на Петроград и Детское Село, но в Детск. Селе вряд ли удасться получить пополнение горючим и успеть погрузиться на колеса, в Петрограде же все это сделать можно. Среди глубокой темноты и ружейной трескотни на окраине города батарея за трактором, от которого все обозы почтительно сторонились, благополучно прошла на Петроградское шоссе».
17 октября в 5 ч утра батарея стояла у Нарвской заставы и через час по личному приказанию тов. Зиновьева была пропущена в город. К вечеру 18 октября батарея погрузилась на поезд и была отправлена по железной дороге в Москву.
Что же касается самого 3-го дивизиона «С», то, как свидетельствует «Военно-исторический дневник 3 Отдельного Полевого Тяжелого артиллерийского Дивизиона батарей «С»», он был задействован для отражения наступления вооруженных сил Юга России под командованием генерал-лейтенанта А.И. Деникина. Дивизион в составе 1-й и 3-й батарей, прикомандированной 2-й батареи 2-го дивизиона «С» и Управления в период с 28 июня по 8 июля четырьмя эшелонами был переброшен из Москвы к Саратову. На тот момент в нем насчитывалось 768 человек, 59 лошадей и шесть тракторов. 3 августа 1919 г. дивизион был включен в состав Саратовского укрепрайона: 1-я батарея встала около деревни Богаевка, 2-я - в районе Кумысная Поляна, 3-я батарея и Управление - близ Березине
Орудия перевезли с помощью тракторов, «которые работали отлично, свободно проходили по проселочным дорогам и по полю, по подъемам и спускам и на деле показали свою пригодность для перевозки орудий». К15 августа дивизион был в полной боевой готовности и произвел пристрелку местности, но ввиду отхода в сентябре 1919 г. армии Деникина из Саратовского района, части Сарукрайона были отведены с линии окопов в тыл. К весне 1920 г. инициатива на фронтах перешла к красным, и 24 марта в дивизион пришла телеграмма с приказом о возвращении в Москву в полном составе.
Другой характерный эпизод относится к участию 1-го отдельного тяжелого дивизиона батарей «Б» в боях с белополяками. 14 мая 1920 г. инспектор артиллерии 16-й армии телеграммой №62 приказал «привести в боевую готовность хотя бы одну батарею за счет других батарей дивизиона». В «возможную боевую готовность» была приведена 1-я батарея дивизиона, получив за счет разукомплектования других батарей две шестидюймовые пушки «Шнейдер», тракторы «Рустон» и «Ломбард», два трехтонных грузовика, шесть парных повозок, две хозяйственные двуколки, две кухни, одну санитарную линейку, 150 красноармейцев, пять человек комсостава и 31 лошадь. «Таким образом, выделив 1-ю батарею в боевую готовность, дивизион подорвал готовность 2-й батареи и окончательно лишил жизненной способности 3-ю батарею».
Батарее была поставлена боевая задача по борьбе с бронемашинами противника на участке шоссе Рогачев - Бобруйск. «В смысле выбора позиций придется принять во внимание тяжесть системы и тракторов при разведке пути, проходимость для грузовиков, которые совершенно не могут итти по песку и топким местам, и подход к позиции тракторов, причем до самой позиции на тракторах дойти безусловно не придется, так как облако дыма днем и пламя ночью сразу обнаружат ее противнику, а придется оставаться на месте стоянки тракторов / как передков в 1 или 1,1/2 верстах от самой позиции и дотягивать орудия на лошадях». В силу изменений оперативной обстановки и недостатка артиллерии у красных батарея вела огонь и по другим целям - по предполагаемым местам расположения батареи противника, блиндажам, а также вела заградительный огонь.
Использование буксируемой тяжелой артиллерии в период Гражданской войны всецело зависело от наличия механической тяги. Далеко не новые тракторы Красной армии, поставленные в Россию в 1916-1917 гг., во фронтовых условиях быстро изнашивались. Осуществлять их техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях по причине почти полного отсутствия запасных частей и низкой квалификации механиков не представлялось возможным. В результате наличие исправных тракторов в частях РККА оставляло желать лучшего, составляя в частях ТАОН за период Гражданской войны от 10 до 25% необходимого количества. К началу 1920 г. положение несколько улучшилось, в первую очередь за счет взятых на Южном фронте трофеев, а также после ремонта тракторов на заводах в Москве. К декабрю 1920 г., после разгрома всех белых армий на Юге России, красные пополнили свою матчасть многочисленными трофеями, правда, большинство из них были захвачены в неисправном или крайне изношенном состоянии. Тем не менее к этому времени в частях ТАОНа на Южфронте имелось 17 гусеничных тракторов марки «Рустон», девять «Клейтон» и четыре «Ломбард».