Трофейную технику немцы вывозили целыми эшелонами. «Уже шли поезда... для Германии... немцы продавали на улицах мелкие вещицы, но увозили ...сало, и хлеб, и наши автомобили, которые я знал в лицо: «Паккарды» и «Локомобили», - писал позже участник тех событий, солдат-автомобилист Б.В. Шкловский в своих воспоминаниях «Сентиментальное путешествие». Однако вывоз тракторов в Германию затруднялся отсутствием достаточного количества большегрузных железнодорожных платформ. Тракторы, оставаясь в основном на сборных пунктах трофеев, постепенно приходили в негодность. Из-за нехватки горючего и отсутствия ремонтной базы их использование оккупационными войсками было крайне ограниченным, да и особой нужды в этом у них не было: продвинувшись за короткое время вплоть до Ростова-на-Дону и даже на Кавказ, германская армия практически не встретила серьезного сопротивления.
В 1917 г. началось создание частей Красной гвардии, позднее явившихся важной составляющей Красной армии. Надо сказать, что с началом формирования Красной армии в ее состав вошли многие кадровые офицеры бывшей Русской армии. Например, бывший инспектор артиллерии 2-й армии, генерал-лейтенант С.Т. Беляев, ставший командующим ТАОН РККА, и бывший начальник ГАУ РИА генерал от артиллерии А.А. Маниковский. По приказу РВСР № 125/13 от 21 октября 1918 г. на базе расформированных управлений и соединений старой армии вновь создавалась ТАОН Красной армии. На вооружение ТАОН передавались тяжелые пушки и гаубицы французского, английского и русского производства на тракторной и конной тяге.
К началу Гражданской войны в России армейский парк тракторов включал лишь 280 исправных машин, многие из которых были сосредоточены в Военной автомобильной школе в Петрограде и в тракторной школе при 1-м Запасном тяжелом артиллерийском полку в Царском Селе. Однако многие тракторы в Петрограде и Царском Селе из-за отсутствия должного надзора над состоянием материальной части довольно быстро пришли в негодность. Рассчитывать на поставки техники бывшими союзниками, не признававшими новой власти, не приходилось. Поэтому более чем актуальным являлся вопрос ремонта существующей техники, в частности, на построенном в 1917 г. Автомобильном московском заводе (АМО).
Английский трактор «Клейтон» модели «Мультипед» (Clayton Multipede) на службе в Красной армии во дворе бывшей Автотракторной школы Русской армии в Царском селе. 1918 г.
В сентябре 1918 г. на АМО были доставлены три трактора «Ломбард» и один «Лятиль»3. Кроме того, на территории завода также находился трактор «Рустон», «видимо не имеющий определенного назначения». Техника, проходившая ремонт на АМО, получала новые номера и наименования, состоявшие из старого обозначения с добавлением «АМО». Так, вышедшие из ремонта в июле 1919 г. тракторы были названы «Клейтон АМО» (№102,106,107,108) и «Рустон АМО» (№110, 112, 113, 131).
Тракторы прошли следующий основной ремонт:
«1. Гусеницы сняты, разобраны, прочищены и снова надеты.
2. Цилиндры двигателя сняты.
3. Клапаны притерты.
4. Поршни и поршневые кольца почищены.
5. Подшипники просмотрены.
6. Двигатель вновь отрегулирован.
7. Трактор испытан на ходу под нагрузкой».
Кроме того, производился и индивидуальный ремонт. Например, на тракторе №106:
«Новые части дополнены:
1. Медная втулка для вкладыв. поршней 1 шт.
2. Ключ для магнето 1 шт.
3. Кожанн. чахол (так в тексте, чья опечатка - непонятно, прим. ВВС) для пусков. магнето 1 шт.
ОТРЕМОНТИРОВАНЫ
1. Изготовлена чугунная прокладка 1 шт.
2. Набита кожа левого сиденья».
Недостаток техники также пытались устранить за счет изъятия машин из частного пользования. Так, в январе 1919 г. у Царскосельской фермы Петроградского агрономического института реквизировали два трактора. Однако такие меры не могли покрыть даже минимум потребности в технике, поэтому весь период Гражданской войны ощущался ее острый дефицит.
Подготовку кадров для обслуживания тракторов вела Автотракторная школа. В период с 1917 по 1921 г. школа неоднократно меняла местоположение, находясь в Карачеве, Симбирске, Москве и Перми. 26 января 1920 г. в объяснительной записке руководством Автотракторной школы отмечалось: «Тот ряд эвакуации, который Школе приходилось переживать, носил характер срочных эвакуации. Планомерности при таких условиях достичь было невозможно по причинам, не зависящим от Школы, а потому такой вид эвакуации порождал излишнюю потерю имущества, не давал возможности имущество паковать в должном порядке, что создавало по приезде в новое место квартирования колоссальную работу по разборке и проверке имущества. Кроме того, Школа ни разу не могла получить хотя-бы прилично подходящих помещений, отчего получалось невыгодное ее расположение по отношению к продуктивности работ, простаивала безцельно много времени вследствии приспособления помещений, а порой и подыскивания, как, например, в г. Перми. Все эти причины служили причиною растаскивания организации Школы».
К зиме 1919-1920 гг. Авто-тракторной школе поручили обучать трактористов для Народного комиссариата земледелия (Наркомзем), в связи с чем было записано: «...Существующий недостаток специалистов тракторного дела в частях ТАОН не может быть пополнен нормально вследствие откомандирования в НАРКОМЗЕМ части выпущенных учеников, что без сомнения отразится на боеспособности дивизионов и на состоянии авто-тракторного дела вообще. Опыт прежнего времени показывает, что число выпускаемых Школой учеников недостаточно для обслуживания дивизионов, а потому Управление ТАОН просит [...], чтобы НАРКОМЗЕМ для обучения тракторному делу командировал учеников от себя непосредственно.
Желательно также, чтобы НАРКОМЗЕМ, назначая потребное для него количество трактористов, заблаговременно уведомлял Управление ТАОН дабы в Школе можно было бы подготовиться к их обучению.
Необходимо также разрешить вопрос с довольствием командируемых в том смысле, чтобы они удовлетворялись как и все обучающие красноармейским пайком».
3 Специально разработанный в 1914 г. для транспортировки артиллерии французский полноприводный колесный тягач Latil модели TAR (Tracteur d'Artillerie Roulante - «Трактор передвижной артиллерии») в русской транскрипции назывался «Лятиль» или «Латиль», а в документе завода АМО обозначен ошибочно «Ламиль».