Великая Отечественная война поставила перед промышленностью задачу эвакуации танковых заводов в восточные районы страны. Одновременно требовалось значительно увеличить количество выпускаемых танков. Сразу после начала войны Наркомсредмашу переподчинили Ленинградский Кировский завод. 11 сентября 1941 г. был образован Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП). Из состава НКСМ в него вошел ряд заводов: Кировский, №183 им. Коминтерна, №75, №37, №174, СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ, им. КИМ, Уралвагонзавод; из других наркоматов — Уральский турбинный, Ижорский, Мариупольский, Кулебакский, Уралмаш, «Красное Сормово», №264 и др., а также институты: 8-й ГПИ и НИИ-48. На Уралвагонзаводе размещался эвакуированный Институт электросварки АН УССР под руководством Е.О. Патона.
Наркомом танковой промышленности стал Вячеслав Александрович Малышев (одновременно — заместитель председателя СНК СССР). Членами коллегии НКТП по совместительству были наркомы станкостроения (А.И. Ефремов) и судостроения (И.И. Носенко), что позволило оперативно использовать в танкостроении производственные мощности этих наркоматов. Первым заместителем наркома являлся А.А. Горегляд. В период войны заместителями наркома были М.Н. Попов, П.М. Зернов, С.А. Степанов, Ж.Я. Котин, Н.В. Жерехов, А.И. Мосин, A.M. Петросьянц, И.П. Тур, С.К. Щербаков [1].
Структура управления отраслью была чрезвычайно простой — в ней отсутствовали промежуточные звенья. Основные заводы напрямую подчинялись центральному аппарату, а часть директоров заводов одновременно наделялась правами заместителя наркома [2].
В марте 1943 г. в НКТП были организованы 2-е и 3-е Главные управления. Производство дизельмоторов, устанавливавшихся на всех средних и тяжелых танках и САУ, было сосредоточено на заводах (производствах), подчиненных 2-му ГУ (начальник главка — Д.Е. Кочетков, главный инженер — Я.И. Невяжский). Бронекорпусное производство замыкалось на 3-е ГУ наркомата. Руководил им опытный кораблестроитель А.А. Хабахпашев. В феврале 1943 г. в системе НКТП было образовано Главное управление по ремонту танков (ГУРТ). Через год ремонт и восстановление танков возложили на Наркомат обороны.
В напряженный период расширения производства танков с июня 1942 г. в течение одного года наркомом был И.М. Зальцман, до этого — директор Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и руководитель комплекса уральских заводов. Нарком танковой промышленности В.А. Малышев в 1942 г. был облечен чрезвычайными полномочиями, обеспечивал работу государственных структур в период Сталинградской битвы 1942-1943 гг.
Работники Кировского завода и члены комиссии по испытаниям танка KB, 1940 г.
Первый ряд, сидят на земле (слева направо): Е.П. Дедов, В.И. Игнатьев, Н.Л. Духов, Н.Я. Скорняков, А.П. Куницин. Второй ряд: Г.П. Носов, П.К. Ворошилов, И.И. Колотушкин, Васильев, А. Лавров, К.В. Трифонов. Третий ряд, стоят: А.И. Ланцберг, А.Ф. Шпитанов, Н.Н. Алымов, Ж.Я. Котин, А.П. Покровский, Т.П. Чупахин, Б.М. Коробков, Н. Каливода, М.С. Каулин, Г.А. Турчанинов, А.Г. Тетерев, В.А. Каргаполов.