Руководство Наркомата танковой промышленности, 1942 г.
|
Осмотр новых машин на ГАЗе, зима 1942—1943 гг.
|
А.А. Морозов на сборке танков Т-34. Завод №183, 1942 г.
В годы войны осуществили не только значительную передислокацию заводов в восточные районы страны. Были перепрофилированы и образованы новые заводы: №38, 40, 42, 43, 44, 46, 50, 76, 77, 100 (опытный завод при ЧКЗ), 200, 255 и др.
Совершенно преобразились методы организации управлением производством. Приказы и распоряжения выполнялись в возможно короткие сроки. Необычайно возросла цена слова ответственного лица. Вместо месяцев и недель, требовавшихся ранее на выработку и согласование управленческого решения, теперь отводились дни и даже часы. Авторитет данного слова был дороже всяких бумаг. А ответственность за выполнение планов и приказов по законам военного времени была очень высока. Это способствовало выработке высокого доверия к кадрам.
Созданный хозяйственный механизм сочетал как планирование производства и его инженерное обеспечение с первоочередным решением комплекса вопросов материального обеспечения, так и постоянную работу с кадрами и стимулирование высокопроизводительного труда. Впервые в столь широких масштабах была организована работа на принципах крупносерийной и массово-поточной технологии, с организацией конвейерных линий. Вся многообразная деятельность сотрудников отрасли проходила под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!»
В годы войны заводы отрасли работали практически непрерывно, в две смены длительностью по 11 ч (плюс один час — обеденный перерыв), почти без отпусков и выходных дней. Для пополнения кадрового состава в условиях расширения производства в цеха пришло много молодежи (до 43% производственных рабочих), а также женщин. После излечения в госпиталях на заводы частично направлялись вчерашние фронтовики, непригодные к строевой службе.
Численность работающих на Кировском заводе в Челябинске (директор — И.М. Зальцман) в 1943 г. превышала 49 тыс. чел., в том числе рабочих — 35,4 тыс., ИТР — 5,7 тыс. чел.; на заводе №183 им. Коминтерна (директор — Ю.Е. Максарев), соответственно, насчитывалось свыше 31,5 тыс., из них рабочих — 22,3 тыс. и ИТР — 3,6 тыс. чел. А всего в 1943 г. на заводах НКТП трудилось 226,35 тыс. чел., из них рабочих — 157,7 тыс., ИТР — 26,5 тыс., МОП (младший обслуживающий персонал) — 5,4 тыс. и учеников 6,4 тыс. чел. (по данным заместителя наркома А.А. Горегляда). Максимальная численность была достигнута в II! квартале 1945 г. — 254,63 тыс. чел.
Производство легких танков Т-60 и затем Т-70 (с пушками калибров 20 и 45 мм соответственно) осуществлялось до 1943 г. на нескольких заводах НКТП: №37, 38 и 264. Наиболее крупным был Горьковский автозавод, входивший в систему Наркомата среднего машиностроения (нарком — С.А. Акопов).
Завершающий этап войны характеризовался серийным производством модернизированных средних танков Т-34-85 и тяжелых танков ИС, а также самоходных артиллерийских установок на их базе с орудиями калибров 85,100,122 и 152 мм. Изготовление легких танков прекратилось в 1943 г., вместо них расширился выпуск легких самоходных установок СУ-76М на заводах №38, 40 и ГАЗ.
Со второго полугодия 1941 г. по первое полугодие 1945 г. было произведено 75,3 тыс. танков и 22,5 тыс. САУ. Со второго полугодия 1941 г. по август 1945 г. изготовили всего 102,9 тыс. машин. Легких танков выпущено 19,9%, средних — 69,6%, тяжелых — 10,5%, легких САУ выпущено 57%, средних - 22,2% и тяжелых 20,8%*.
В.А. Малышев. | А.А. Горегляд. | Ж.Я. Котин. |
Я.И. Невяжский. | И.М. Зальцман. | Ю.Е. Максарев. |
* В Германии до апреля 1945 г. было произведено 46,3 тыс. танков и штурмовых орудий (История Второй мировой войны. Т. 12. -М.: Воениздат, 1982).