Оглавление

SovPzInd012.jpg
Танкостроители (в числе других награжденных) после вручения наград в Кремле. 1936 г.
Первый ряд, в центре — С.А. Гинзбург, А.П. Поклонова; второй ряд (слева направо): М.И. Кошкин, Н.М. Шверник, Н.Ф. Тевосян, И.С. Уншлихт, В.А. Чубарь, А.П. Масалкин, М.И. Калинин, Г.И. Петровский, Л.С.Троянов, Н.А.Астров, Н.В. Барыков, А.И. Ермилов, П.Н. Сячинтов, Г.О. Гутман; третий ряд: Б.К. Гутнов, Б.Н. Коробков, Н.В. Цейц и другие.

Сложилось так, что для системного обеспечения обороноспособности страны еще в марте 1920 г. был образован надправительственный орган — Совет труда и обороны (СТО), на который возлагались координирующие и контролирующие функции с самыми широкими полномочиями. Председателем СТО являлся глава Советского правительства В.И. Ленин.

В августе 1923 г. СТО постановлением Совнаркома СССР был признан структурным подразделением при правительстве СССР.

21 мая 1932 г. была создана Комиссия обороны при СНК СССР. В апреле 1937 г. вместо СТО и Комиссии обороны был образован Комитет обороны (КО) СССР при СНК СССР, а 31 января 1938 г. при КО учредили Военно-промышленную комиссию (ВПК).

На рассмотрение Комитета обороны регулярно выносились важнейшие вопросы развития отечественного танкостроения и создания новейших образцов БТТ. Так, 7 августа 1938 г. были определены ТТТ (тактико-технические требования) на проектируемые танк прорыва и плавающий танк. 27 февраля 1939 г. Комитет обороны принял решение об изготовлении опытного образца однобашенного тяжелого танка KB (главный конструктор — Ж.Я. Котин) в добавление к ранее разработанным двухбашенным тяжелым танкам СМК и Т-100, а также опытных образцов колесно-гусеничного танка Т-20 и гусеничного Т-32.

SovPzInd013.jpg SovPzInd014.jpg

М.И. Кошкин.

Тяжелый танк КВ-2 с первым вариантом башни.

19 декабря 1939 г. Комитет обороны принял историческое постановление о принятии на вооружение тяжелого танка прорыва KB вместо танка Т-28, а также дизеля В-2, тягача «Ворошиловец» и легкого плавающего танка Т-40 (главный конструктор — Н.А Астров). Одновременно было решено изготовить два образца опытного танка Т-32 с усиленным бронированием и впредь именовать его Т-342 (главный конструктор — М.И. Кошкин, ведущий конструктор — А.А. Морозов, начальник КБ — Н.А. Кучеренко), после чего принять на вооружение.

31 марта 1940 г. совместным решением наркомов НКО и НКСМ, подписанным К.Е. Ворошиловым, И.А. Лихачевым, Д.Г. Павловым3 и А.А. Гореглядом, танк Т-34 после успешных пробеговых испытаний был рекомендован к принятию на вооружение и к производству на заводах №183 им. Коминтерна и СТЗ. 19 июня 1940 г. Челябинский тракторный завод был определен как вторая база выпуска танков КВ. Приказом №273сс от 28 июня 1941 г. по Наркомсредмашу ЧТЗ обязывался подготовить мощности к серийному производству танков KB [22].

Комитет обороны функционировал до 30 июня 1941 г., когда в связи с вероломным нападением фашистской Германии на СССР совместным решением ЦК ВКП (б), Президиума Верховного Совета и СНК СССР был образован Государственный комитет обороны (ГКО; иногда — ГОКО) как чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Председателем ГКО стал И.В. Сталин, одновременно являвшийся Председателем СНК СССР, наркомом обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), а 8 августа 1941 г. он был назначен Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Каждый член ГКО ведал определенным кругом вопросов. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Все партийные, государственные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы обязывались беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО [23].

В годы Великой Отечественной войны танкостроение находилось под постоянным контролем со стороны 1-го заместителя председателя ГКО В.М. Молотова, а с 1943 г. — члена ГКО Л.П. Берия.

К началу войны танковая промышленность освоила серийный выпуск танков нового поколения: Т-40, Т-50, Т-34, KB и КВ-2. Основным вооружением Т-40 был пулемет калибра 12,7 мм, на Т-50 стояла 45-мм пушка, на Т-34 и KB — 76, 2-мм пушка, на КВ-2 — орудие калибра 152 мм. На серийное производство был поставлен и танковый дизель В-2 (главный конструктор — И.Я. Трашутин). Самоходные артиллерийские установки до 1943 г. серийно не выпускались.

Литература и источники

1. МСЭ. Изд. 2-е. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1934.

2. Декреты Советской власти. Т.З. -М., 1964.

3.  ЦГАНХ, ф. 2097, оп.4,д. 23, л. 3-13.

4.  ЦГАНХ, ф. 2097, оп. З, д. 1, л. 302.

5.  Завод «Красное Сормово» — пионер танкостроения в СССР. Из материалов к истории танкостроения. На правах рукописи. Б.м. 1946.

6.  Кутузов Е.В., Ефимов Г.А., Ирклей А.С. Ижорский завод. 4.2. Л.: Лениздат, 1974.

7. Дробижев В.3. Главный штаб социалистической промышленности. -М.: Мысль, 1966.

8. ЦГАНХ, ф. 2097, оп. 1, д. 109, л. 154.

9. ЦГАНХ, ф. 2097, оп. 1, д. 565, л. 240-241.

10.  ЦГАНХ, ф. 2097, оп. 1, д. 212, л. 1059-1060.

11. Горлов С. Советско-германское военное сотрудничество в 1920-1933 гг. // Международная жизнь. -1990, июнь.

12.  ЦГАНХ, ф. 2097, оп. 1,д. 331, л. 122-124.

13.  ЦГАНХ, ф. 3429, оп.6, д. 200, л. 3-4.

14. ЦГАНХ, ф. 3429, оп. 16, д. 139, л. 44-47.

15. ЦГАНХ, ф.3429, оп. 6, д. 189, л. 61.

16. ЦГАНХ, ф. 2097, on. 1, д. 1029, л. 5.

17.  ЦГАНХ, ф. 7292, оп. 38, д. 171, л. 125.

18.  ЦГАНХ, ф. 7297, оп.41, д. 177, л. 61; 65. /9. ЦГАНХ, ф. 7310, оп. 1,д. 1144, л. 169-170.

20. ЦГАОР, ф. 3209, оп. 3, д. 8, л. 15-95.

21.  ЦГАНХ, ф. 2097, оп. 1, д. 1033, л. 29-31.

22. ЦГАНХ, ф. 8115, оп. 8, д. 82,п. 119-120.

23.  Великая Отечественная война. 1941—1945. -М.: Советская энциклопедия. 1985.


2 Индекс Т-34 был использован для танка усиленного бронирования Т-32 вторично. В 1933-1934 гг. опытные образцы легкого танка завода №185 также имели индекс Т-34.

Д.Г. Павлов - начальник АБТУ КА.

Оглавление