Относительная слабость ствольного вооружения вертолетов объяснялось тем, что оно могло быть дополнено подвеской ракет и бомб на внешних узлах, а при снижении для десантирования находящиеся на борту стрелки могли вести огонь из автоматов и пулеметов через иллюминаторы (для этого на них были предусмотрены крепления-шкворни). Так, Ми-8 имел шесть точек крепления стрелкового оружия: по две в блистерах-иллюминаторах грузовой кабины справа и слева под автоматы и РПК и по одной во входной двери и правом переднем блистере, куда можно было установить и более мощный пулемет ПК. На Ми-8МТ обеспечивалась возможность использования ПК и из задней пары блистеров. Аналогичным образом предполагалось использовать личное оружие десантников на Ми-24, в грузовой кабине которого открывающиеся форточки оборудовались шкворневыми упорами под автоматы; стрельбу бойцы могли вести также через открывающиеся створки дверей.
Появление боевых вертолетов, предназначенных для непосредственной огневой поддержки войск, потребовало оснащения их более мощным оружием. Им стал разработанный П.Г. Якушевым и Б.А. Борзовым четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (9А624) калибра 12,7 мм с вращающимся блоком стволов (принят на вооружение в 1977 г.). На вертолетах Ми-24Д и В он размещался в универсальной подвижной установке УСПУ-24. Вращение блока стволов производилось газовым двигателем кулачкового типа, в котором возвратно-поступательное движение поршня преобразовывалось во вращательное движение блока стволов. Начальная раскрутка стволов могла осуществляться механическим стартером, состоящим из пружины-торсиона и планетарного механизма, или пироустройством. При этом использовалась энергия предварительно взведенной на скручивание пружины или энергия пиропатронов порохового двигателя, выводящих пулемет «на режим». Взведение пружины торсиона могло производиться вручную ключом перед вылетом или в конце каждой очереди за счет энергии, сообщаемой блоку стволов от двух последних выстрелов в очереди.
Универсальная стрелковая пулеметная установка УСПУ-24 боевого вертолета Ми-24В. | Пулеметная установка этого Ми-24В оборудована рукавом для отвода стреляных гильз и звеньев вниз, во избежание их попадания в стекло прибора наведения ПТУР. |
В устройстве газового двигателя использовали одноцилиндровую конструкцию с двумя рабочими камерами, работающими на один поршень между ними. Тем самым поршень подвергался воздействию газов как при прямом, так и обратном ходе, что способствовало большей эффективности цикла, плавности работы и избавляло от необходимости каких-либо возвратных пружин в устройстве основного звена двигателя. Двигатель был выполнен по схеме, не вполне привычной: его рабочий поршень жестко закреплялся на конце блока стволов, а наружный цилиндр, в отличие от «нормальных» двигателей, выполнял возвратно-поступательные движения. Рассудив, что все эти детали, по сути, являются тонкостями терминологии, создатели пулемета решили сохранить привычные принципы в описании работы системы и в технической документации назвали подвижный цилиндр «поршнем». Вместо обычного кривошипно-шатунного механизма, преобразующего линейное движение поршня во вращение блока стволов, использовали конструкцию менее традиционного типа: подвижный поршень нес муфту с несколькими ведущими роликами снаружи, которые ходили по криволинейным пазам-копирам внутри кожуха ствольного блока, приводя его во вращение (разработчики не скрывали, что принцип действия механизма был навеян известной с детства вертушкой-юлой) .
Помимо обычных патронов, огонь из пулемета по живой силе противника мог вестись двухпульными патронами (пуля имела стальной и свинцовый сердечник), что примерно в 1,5 раза повышало эффективность стрельбы ЯкБ-12,7. Подвод патронов к пулемету осуществлялся рассыпной звеньевой лентой. Ввиду большой емкости ленты с полным боекомплектом в 1470 патронов, изрядно весящей и тянущейся со множеством изгибов по рукаву питания, в системе подачи внедрили электроподтяг ленты с мотором и подающей звездочкой. При невысоких полетных скоростях вертолетов «за борт» ссыпались и гильзы, и звенья.
Для управления огнем из подвижной установки рабочее место оператора оборудовали прицельной станцией КПС-53АВ, сочетающей коллиматорный прицел с системой наведения оружия. Прицельная станция была аналогична станциям, применявшимся в системах вооружения дальних бомбардировщиков (в частности, прицелы этой серии стояли на Ту-16 и М-4, будучи явно не последним словом техники, однако и при своем почтенном возрасте они удовлетворяли условиям работы на вертолете, к тому же более современного прицельного оборудования для подвижной стрелковой установки промышленность просто не могла предложить).