Оглавление

Каких-либо других отличий пушка не имеет и поставляется с набором принадлежностей, позволяющих собрать ее для установки на самолете с приемником патронной ленты либо беззвеньевого питания. Отечественное устройство при малом весе стало исключительно надежным и безотказным в работе, однако эти эксплуатационные достоинства несколько подвела необходимость снимать пушку вместе с барабаном при обслуживании, что оказалось не самым удобным при подготовке машины.

Высокая плотность огня и эффективность действия снарядов позволяет использовать пушку для поражения как наземных, так и воздушных целей — в этом качестве она применяется на перехватчике МиГ-31.

Помимо прочего, орудия с вращающимся блоком стволов оснащались стопорным устройством, введенным по настоянию заказчика. На складах накопилось довольно много патронов с большими сроками хранения, внушавших сомнения в их надежности, однако остававшихся на снабжении. В случае затяжного выстрела, который пришелся бы в собственный самолет, стопор останавливал ствольный блок (впрочем, за всю службу ГШ-6-23 затяжных выстрелов отмечено не было, и механизм стопорения с пушки сняли).

RuAviGun082.jpg RuAviGun083.jpg
Шестиствольная высокотемпная пушка ГШ-6-23М с барабаном беззвеньевой подачи боекомплекта. Пиропатроны механизма старта и перезарядки на ГШ-6-23М собраны в барабане, пушка отличается также наличием устройства выброса стреляных гильз (с обратной стороны орудия).
RuAviGun084.jpg  
Установка пушки ГШ-6-23М на истребителе-перехватчике МиГ-31. Стволы прикрыты створкой, открывающейся при стрельбе.  

ГШ-6-23 используется в качестве встроенной пушки в подвесных установках. Необходимо отметить, что применение ГШ-6-23 на фронтовом бомбардировщике Су-24 оправдывалось необходимостью увеличения огневой мощи самолета для действия по наземным целям. Привлеченный возможностями системы П.О. Сухой и вовсе хотел оснастить Су-24 пятью такими пушками, которые давали бы небывалый ливень огня — до 650 снарядов в секунду, однако чрезмерные нагрузки на конструкцию заставили отказаться от их размещения на подвижных консолях.

На Су-24 боекомплект пушки расположен в патронном ящике с лентой на 400 патронов, съемном для перезарядки, а на перехватчике МиГ-31 пушка питается из встроенного барабана на 260 патронов. Плотная компоновка самолета оставила немного места для боезапаса: установку пришлось монтировать вынесенной на борт фюзеляжа, и выступающие обтекатели барабана и пушки несколько ухудшили аэродинамику машины. Разместить пушечную установку под фюзеляжем, подобно МиГ-21 и МиГ-23, не позволяли особенности перехватчика — все брюхо у него занято пусковыми установками для ракет.

Поначалу на Су-24 осуществлялся сбор не только отработанных звеньев, что является обычной практикой, но и стреляных гильз, ссыпавшихся в специальный отсек-гильзосборник фюзеляжа (что, в свою очередь, на современных машинах выглядело уже примером необычным). На поздних сериях Су-24 и модификации бомбардировщика Су-24М от «экономии» при сборе гильз отказались, перейдя к привычной практике их отвода из пушки и выброса за борт при стрельбе.

Магазинное питание не нашло применения в пушках современных самолетов, хотя, в общем случае, принудительная подача патронов снимает ограничения по прочности патронной ленты, необходимость в которой отпадает, а емкость боекомплекта можно повысить при снижении массы за счет отказа от звеньев (масса звена к 23-мм патронам современных пушек составляет 100-120 г). Однако при магазинном питании сложно организовать принудительную подачу с высоким темпом для обеспечения требуемой скорострельности, сам магазин оказывается громоздким, а его снаряжение патронами — неудобным и осложняет эксплуатацию, что позволило А.А. Рихтеру, работавшему с такими системами, однажды заметить, что «обоймы и магазины пусть останутся в пехоте».

Оглавление