Опускаемый лафет с вооружением МиГ-15 существенно упрощал подготовку машины. | Чтобы летящие наружу звенья ленты не били по обшивке, у отверстий их выброса были установлены направляющие, отводящие звенья от борта самолета. | Для защиты самолетной обшивки от пороховых газов фюзеляж МиГ-15бис снизу прикрывался стальным экраном. |
Пушки Н-37Л являлись основным вооружением истребителя Як-25. | Пушечная установка самолета Як-25. Хорошо видны стальные щиты-экраны у дульных срезов и локализаторов, защищающие борт самолета от пороховых газов. | Мощный локализатор пушки на Як-25 являлся частью конструкции самолета. |
Влияние пороховых газов из ствола на работу двигателя самолета могло вызвать помпаж и его останов, а обшивка подвергалась коррозии (пороховые газы содержат нитраты, обладающие кислотным воздействием, разъедающим не только алюминий, но и стали); для их устранения пушка была оснащена дульным устройством — локализатором, отводящим газы в стороны и одновременно игравшим роль дульного тормоза. Такие пушки с однокамерным тормозом с двумя рядами окон получили наименование Н-37Д и устанавливались на истребителях типов МиГ-15 и МиГ-17. Пушки для перехватчиков Як-25 с увеличенной длиной ствола, размещавшиеся по бокам фюзеляжа на удалении от воздухозаборников, не имели дульного тормоза и обозначались Н-37Л. За счет удлинения ствола баллистика орудия улучшилась, и начальная скорость снаряда достигла у Н-37Л 725 м/с против 690 м/с у Н-37Д.
Техник по вооружению готовит пушечную установку истребителя МиГ-15бис. В окне рукава подачи видна патронная лента к НР-23.
Для установки на скоростной перехватчик Як-27 пушка была усовершенствована и поступила на вооружение в 1957 г. под наименованием НН-37 (Нудельмана-Неменова). Скорость самолета стала сопоставимой с начальной скоростью полета снаряда, что потребовало изменить конструкцию ствола: чтобы снаряды не теряли устойчивости в полете, нарезы в канале ствола приобрели большую крутизну. Темп стрельбы НН-37 возрос более чем в полтора раза и достиг 600—700 выстр./мин за счет ускорения наката затвора с патронником, осуществлявшегося новым механизмом — пневматическим ускорителем. Резкое повышение скорострельности сказалось на живучести агрегатов, скорости соударения которых и контактные нагрузки возросли. Для сохранения ресурса кинематики пришлось переконструировать запирающий агрегат и перейти на более прочные стали. Новые стали обеспечивали качественную термообработку и закаливались без «поводки», что положительно сказывалось на технологии сборки(правда, и стоили вдвое дороже).
Пушечные установки для истребителей-перехватчиков отличались также существенно большим боекомплектом: так, каждая из пушек Як-25 имела боезапас в 100 патронов, тогда как на МиГ-15 он ограничивался 40 патронами, из-за чего требовалось обеспечить возможность непрерывного его расхода при огне продолжительными очередями. Однако при длительной стрельбе в гидротормозе пушек значительно разогревалась рабочая жидкость (ею являлся обычный керосин со свойственной ему «всюдутекучестью») и начинались течи через уплотнения, сопровождавшиеся сбоями нормальной работы и риском выхода из строя пушечной автоматики.
Для предотвращения протечек гидрожидкости прежнюю сальниковую набивку уплотнений пришлось заменить резиновыми уплотнительными кольцами, внедрив новшество и на орудиях других систем.
В течение ряда лет пушки Н-37 и НР-23 были основными образцами артиллерийского вооружения истребителей. Для оценки эффективности их огня по вероятному противнику — американским стратегическим бомбардировщикам В-52, В-36 и В-50 — были проведены отстрелы Н-37 по «туполевскому Боингу» — Ту-4, имевшему сходную конструкцию. Результаты оказались впечатляющими: попадание всего одного 37-мм снаряда выводило бомбардировщик из строя.
Вооружение истребителей МиГ-15бис и МиГ-17 состояло из одной пушки Н-37 и двух НР-23, смонтированных на едином лафете в носовой части фюзеляжа. Удачное решение лафета, на котором компактно размещались и патронные ящики, позволяло опускать его из фюзеляжа для перезарядки и доступа к оружию.