Пушки НР-23 в кормовой установке Ил-28. Хорошо видна необычайная длина стволов этих орудий, составлявшая 63 калибра. | Кормовая установка Ил-К6 фронтового бомбардировщика Ил-28 включала пару пушек НР-23. | Установка пушек НС-23 и Н-37 на истребителе МиГ-9. При недостатке опыта работы с реактивной техникой такое размещение оружия оказалось не очень удачным: при стрельбе пороховые газы шли прямо в двигатель, грозя помпажом. |
Помимо дистанционного управления и прицеливания, в системе «Звезда» пушки оснастили оборудованием автоматической перезарядки, в случае отказа обеспечивавшим продолжение стрельбы, а также механизмами контурного обвода, предотвращавшими прострел крыльев, фюзеляжа, хвоста и винтов собственного самолета. Пушечные установки имели и другие приспособления, учитывавшие особенности компоновки большого самолета, где требовалось «учесть интересы» различных систем и обеспечить их работоспособность. При открытии бомболюков стволы соседней турели автоматически поворачивались в поперечном направлении, не препятствуя распахиванию створок.
Сходным образом перед посадкой оружие нижних турелей и кормовой установки приводилось в специальное «взлетно-посадочное положение» с поднятыми стволами, не грозя задеть землю (что при стволах полутораметровой длины было вполне реально). Учтено было даже то, что самолеты преимущественно будут базироваться на грунтовых аэродромах с неизбежной пылью и грязью, попадающей на агрегаты вооружения. Если наружные узлы почистить было нетрудно, то попадание пыли и песка вовнутрь было неприемлемо, и для устранения такой возможности выходящие наружу окна выброса стреляных гильз и отработанных звеньев прикрывались поворотными шторками, открывающимися только с началом стрельбы.
Принятая на вооружение в 1947 г. 37-мм пушка Н-37, созданная в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана, представляла собой развитие пушки НС-37 образца 1942 г. Построенная по обычной схеме (один ствол и один патронник, соединенные в один общий агрегат), Н-37 выгодно отличалась от предшественницы меньшим весом (103 кг против 150 кг у НС-37) и более высоким темпом стрельбы (400 выстр./мин у Н-37 и 250 выстр./мин у НС-37). Выигрыш был достигнут за счет конструктивных усовершенствований и снижения начальной скорости снаряда, что уменьшило нагрузку на детали и узлы пушки и повысило их подвижность.
Ведущим конструктором Н-37 являлся В.Я. Неменов. Работа автоматики Н-37 основывалась на использовании отдачи при коротком ходе ствола, откат которого сжимал пружины ствола и буфера. После покидания снарядом канала ствола происходило его отпирание, экстракция (извлечение) стреляной гильзы и подача очередного патрона (он же выбрасывал наружу стреляную гильзу), а пружины производили накат — возвращение ствола со ствольной коробкой вперед, досылая патрон в патронник и запирая канал ствола. Пушка оснащалась регулируемым гидротормозом, снимавшем избыток энергии отдачи, амортизируя ход ствола при откате и накате (регулировка использовалась для отладки работы автоматики в производстве и эксплуатации; его конструкция была предложена А. А. Рихтером, работавшим в инструментальном цехе Ижевского завода и затем перешедшим конструктором к А. Э. Нудельману в ОКБ-16, с чего началось сотрудничество двух талантливых инженеров). Отличительной особенностью Н-37 (как и других орудий ОКБ-16) было предохранение от случайного выстрела и заклинивания патрона: запирающий агрегат с очередным патроном при прекращении стрельбы всегда оставался в заднем положении, исключая возможность самострела — попадания патрона в разогретый при стрельбе ствол и самовоспламенение порохового заряда, из-за чего выстрелы продолжали следовать и после отключения электроспуска.
В апреле 1944 г. собрали первый опытный образец Н-37, а в августе министр вооружений СССР Д.Ф. Устинов приказал начать ее серийный выпуск. Решение было принято еще до прохождения летных испытаний: в конце концов, разработка Н-37 шла довольно гладко и позволяла рассчитывать на преодоление недочетов по ходу дела. Такая поспешность была в порядке вещей: новое изделие оказывалось в производстве, а доводка и отладка технологии уже в ходе выпуска по принципу «делаем — думаем — исправляем» считалась само собой разумеющейся, пусть и затратной.