Оглавление

Поставщики

Главными поставщиками тракторной техники для Военного министерства Российской империи были Великобритания и Североамериканские Соединенные Штаты. До середины 1914 г. масштабы торговли между Россией и САСШ были сравнительно невелики. Однако с началом войны объем торговли резко возрос — к 1916 г. он увеличился почти в 10 раз по сравнению с 1913 г. Доля САСШ в российском импорте к тому времени достигла 33,2%. Одним из важнейших продуктов этого импорта стали автомобили и тракторы.

Размещением русских военных заказов за океаном поначалу занималось созданное в декабре 1914 г. Русско-Американское торгово-промышленное акционерное общество. Осенью 1915 г. был создан Комитет по заготовлению в Америке предметов боевого и материального снабжения армии, который сосредоточил в своих руках, кроме прочего, большую часть закупок автомобилей, мотоциклов и тракторов для Русской армии. Однако на протяжении всей войны американцы постоянно задерживали, а иногда и срывали исполнение договоров на военные заказы. 8 декабря 1915 г. в докладе «легендарного» английского агента Сиднея Рэйли представителю Русского правительственного комитета в Лондоне генерал-лейтенанту Э.К. Гермониусу предсказывалась иллюзорность надежд России на выполнение американцами военных заказов в срок и в требуемом количестве. Этот прогноз подтвердился: на Особом совещании по обороне Российской империи 4 октября 1916 г. отмечалось, что американские подрядчики постоянно срывают сроки выполнения русских заказов.

Характерный пример: в апреле 1915 г. с американской фирмой «Мортон» был подписан договор о поставке 75 бронированных автомобилей-тракторов с приводом на все колеса. Эта фирма, не имевшая до этого никакого опыта в постройке броневиков, самонадеянно взяла на себя обязательство исполнить заказ к 25 июня того же года. Однако до 1 августа фирма не смогла представить к сдаче ни одной машины. Договор с ней был расторгнут. Американская фирма «Аллис-Чалмерс» имела серьезные намерения поставлять большое количество тракторов в армии Антанты, но эти планы не были реализованы. Только Военное министерство Российской империи заключило с фирмой «Аллис-Чалмерс» договор о поставке небольшой партии тракторов по цене 5500 долл. за машину. Имели место и переговоры о постройке в России сборочного завода фирмы, но они закончились безрезультатно. Тем не менее, именно САСШ сыграли ведущую роль в моторизации Русской армии в период Первой мировой войны.

Несмотря на трудности приобретения тракторной техники за границей, к январю 1915 г. в общей сложности в Россию через Архангельск поступило 90 тракторов с прицепными повозками.

RuArTrak037.jpg

Рекламное объявление Автомобильного отдела российско-американской торговой фирмы «Лукас и Ко», поставлявшей Военному министерству американские тракторы «Нокс». 1917 г.

Согласно составленной в январе 1916 г. «Ведомости предметов для Военного ведомства, подлежащих заказу за границей до 1 января 1917 г.», Русская армия планировала приобрести 956 колесных и 177 гусеничных тракторов, однако в действительности в Россию поступила только малая часть этих машин. Заказы на 1917 г. были самыми крупными за все время войны, но и они по многим объективным и субъективным причинам были осуществлены далеко не полностью. Однако, несмотря на все неудачи с закупками, колесные и гусеничные тракторы довольно успешно действовали во многих подразделениях Русской армии до конца 1917 г. и принесли немало пользы войскам, особенно в качестве тягачей для буксировки тяжелой артиллерии. Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что применение тракторов в армии необходимо. В Гражданскую войну этот опыт получил дальнейшее развитие, но в основном только в Белой армии.

(Следующая статья, прим. ВВС)

Статья основана на материалах книги авторов «Автомобили Русской императорской армии», которая вышла к 100-летию Автомобильных войск России. Все даты даны по старому стилю. Русские названия упоминаемых в статье иностранных машин приведены в написании того времени. Топонимика изложена согласно географической терминологии времен Российской империи.

Авторы выражают глубокую благодарность за оказанную помощь Александру Кириндасу, Максиму Коломийцу и Давиду Парфитту.

Использованы иллюстрации из архива The Museum of English Rural Life (MERL) университета г. Рединг, предоставленные Давидом Парфиттом (Великобритания), а также из коллекций С. Кирильца, М. Коломийца, А. Павлова, Д. Парфитта.

Литература

1. IV Международная автомобильная выставка 1913 г. Петроград, 1915.

2. Автомобиль и применение его для военных целей: по лекциям и под ред. подполковника В.Л. Белоручева / сост. шт.-кап. С.С. Брюно. СПб., 19111912.

3. Артоболевский И.И., Благонравов А.А. Очерки истории техники в России (18611917). М., 1975.

4. Болдырев В.Г. Автомобиль и его тактическое применение. Лекции, читанные в младшем классе Императорской Николаевской Военной Академии в 1911 12 учебном году. СПб., 1912.

5. Брандт А.А. Очерк истории паровой машины и применение паровых двигателей в России. — СПб. 1892.

6. Главный комитет Всероссийского земского союза. Деятельность Автомобильного отдела с 1 марта по 1 октября 1916 г. М., 1916.

7. Военная промышленность России в начале XX века. 19001917. М., 2004.

8. Добровольский В.А. Современные паровые автомобили и тракторы. Харьков, 1936.

9. Златолинский В.А. Автомобиль и прочие виды механической тяги в применении квоен-ным целям. СПб., 1911.

10. Кирилец СВ. Автомобили Российской Империи. М., 2007.

11. Козлов Н, Очерк снабжения русской армии военно-техническим имуществом в Мировую войну. М., Л., 1926.

12. Коллонтай В.Л. Грузовики-тракторы и применение их в крепостях. СПб., 1913.

13. Коллонтай В.Л. К вопросу о грузовиках-тракторах в крепостях: Ответ на критику П. Секретева. СПб., 1914.

14. Коломиец М.В. Броня Русской армии. М., 2008.

15. Кочнев Е.Д. Энциклопедия военных автомобилей. М., 2006.

16. Отчет о пробеге военно-грузовых автомобилей в июле 1911 г., сост. Учебной автомобильной ротой. СПб., 1911.

17.  Отчет об испытании грузовиков. 1912 г., сост. Учебной автомобильной ротой. СПб., 1913.

18. Павлов А.Ю. Скованные одной целью. Стратегическое взаимодействие России и ее союзников в годы Первой мировой войны 19141917 гг. СПб., 2008.

19. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 18771878 гг. на Балканском полуострове. Вьт. 81. СПб., 1909.

20.  Техническая энциклопедия. В 26 т. — М., 1927 1934.

21. Труды Императорского вольного экономического общества. СПб., 1872.

22.  Чтобы дела шли. Российско-американские экономические отношения 19001930 гг. Каталог выставки. Стэнфорд, 1992.

Оглавление