Главными поставщиками тракторной техники для Военного министерства Российской империи были Великобритания и Североамериканские Соединенные Штаты. До середины 1914 г. масштабы торговли между Россией и САСШ были сравнительно невелики. Однако с началом войны объем торговли резко возрос — к 1916 г. он увеличился почти в 10 раз по сравнению с 1913 г. Доля САСШ в российском импорте к тому времени достигла 33,2%. Одним из важнейших продуктов этого импорта стали автомобили и тракторы.
Размещением русских военных заказов за океаном поначалу занималось созданное в декабре 1914 г. Русско-Американское торгово-промышленное акционерное общество. Осенью 1915 г. был создан Комитет по заготовлению в Америке предметов боевого и материального снабжения армии, который сосредоточил в своих руках, кроме прочего, большую часть закупок автомобилей, мотоциклов и тракторов для Русской армии. Однако на протяжении всей войны американцы постоянно задерживали, а иногда и срывали исполнение договоров на военные заказы. 8 декабря 1915 г. в докладе «легендарного» английского агента Сиднея Рэйли представителю Русского правительственного комитета в Лондоне генерал-лейтенанту Э.К. Гермониусу предсказывалась иллюзорность надежд России на выполнение американцами военных заказов в срок и в требуемом количестве. Этот прогноз подтвердился: на Особом совещании по обороне Российской империи 4 октября 1916 г. отмечалось, что американские подрядчики постоянно срывают сроки выполнения русских заказов.
Характерный пример: в апреле 1915 г. с американской фирмой «Мортон» был подписан договор о поставке 75 бронированных автомобилей-тракторов с приводом на все колеса. Эта фирма, не имевшая до этого никакого опыта в постройке броневиков, самонадеянно взяла на себя обязательство исполнить заказ к 25 июня того же года. Однако до 1 августа фирма не смогла представить к сдаче ни одной машины. Договор с ней был расторгнут. Американская фирма «Аллис-Чалмерс» имела серьезные намерения поставлять большое количество тракторов в армии Антанты, но эти планы не были реализованы. Только Военное министерство Российской империи заключило с фирмой «Аллис-Чалмерс» договор о поставке небольшой партии тракторов по цене 5500 долл. за машину. Имели место и переговоры о постройке в России сборочного завода фирмы, но они закончились безрезультатно. Тем не менее, именно САСШ сыграли ведущую роль в моторизации Русской армии в период Первой мировой войны.
Несмотря на трудности приобретения тракторной техники за границей, к январю 1915 г. в общей сложности в Россию через Архангельск поступило 90 тракторов с прицепными повозками.
Рекламное объявление Автомобильного отдела российско-американской торговой фирмы «Лукас и Ко», поставлявшей Военному министерству американские тракторы «Нокс». 1917 г.
Согласно составленной в январе 1916 г. «Ведомости предметов для Военного ведомства, подлежащих заказу за границей до 1 января 1917 г.», Русская армия планировала приобрести 956 колесных и 177 гусеничных тракторов, однако в действительности в Россию поступила только малая часть этих машин. Заказы на 1917 г. были самыми крупными за все время войны, но и они по многим объективным и субъективным причинам были осуществлены далеко не полностью. Однако, несмотря на все неудачи с закупками, колесные и гусеничные тракторы довольно успешно действовали во многих подразделениях Русской армии до конца 1917 г. и принесли немало пользы войскам, особенно в качестве тягачей для буксировки тяжелой артиллерии. Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что применение тракторов в армии необходимо. В Гражданскую войну этот опыт получил дальнейшее развитие, но в основном только в Белой армии.
(Следующая статья, прим. ВВС)
Статья основана на материалах книги авторов «Автомобили Русской императорской армии», которая вышла к 100-летию Автомобильных войск России. Все даты даны по старому стилю. Русские названия упоминаемых в статье иностранных машин приведены в написании того времени. Топонимика изложена согласно географической терминологии времен Российской империи.
Авторы выражают глубокую благодарность за оказанную помощь Александру Кириндасу, Максиму Коломийцу и Давиду Парфитту.
Использованы иллюстрации из архива The Museum of English Rural Life (MERL) университета г. Рединг, предоставленные Давидом Парфиттом (Великобритания), а также из коллекций С. Кирильца, М. Коломийца, А. Павлова, Д. Парфитта.
Литература
1. IV Международная автомобильная выставка 1913 г. — Петроград, 1915.
2. Автомобиль и применение его для военных целей: по лекциям и под ред. подполковника В.Л. Белоручева / сост. шт.-кап. С.С. Брюно. — СПб., 1911—1912.
3. Артоболевский И.И., Благонравов А.А. Очерки истории техники в России (1861—1917). — М., 1975.
4. Болдырев В.Г. Автомобиль и его тактическое применение. Лекции, читанные в младшем классе Императорской Николаевской Военной Академии в 1911 —12 учебном году. — СПб., 1912.
5. Брандт А.А. Очерк истории паровой машины и применение паровых двигателей в России. — СПб. 1892.
6. Главный комитет Всероссийского земского союза. Деятельность Автомобильного отдела с 1 марта по 1 октября 1916 г. — М., 1916.
7. Военная промышленность России в начале XX века. 1900—1917. — М., 2004.
8. Добровольский В.А. Современные паровые автомобили и тракторы. — Харьков, 1936.
9. Златолинский В.А. Автомобиль и прочие виды механической тяги в применении квоен-ным целям. — СПб., 1911.
10. Кирилец СВ. Автомобили Российской Империи. — М., 2007.
11. Козлов Н, Очерк снабжения русской армии военно-техническим имуществом в Мировую войну. М., —Л., 1926.
12. Коллонтай В.Л. Грузовики-тракторы и применение их в крепостях. — СПб., 1913.
13. Коллонтай В.Л. К вопросу о грузовиках-тракторах в крепостях: Ответ на критику П. Секретева. — СПб., 1914.
14. Коломиец М.В. Броня Русской армии. — М., 2008.
15. Кочнев Е.Д. Энциклопедия военных автомобилей. — М., 2006.
16. Отчет о пробеге военно-грузовых автомобилей в июле 1911 г., сост. Учебной автомобильной ротой. — СПб., 1911.
17. Отчет об испытании грузовиков. 1912 г., сост. Учебной автомобильной ротой. — СПб., 1913.
18. Павлов А.Ю. Скованные одной целью. Стратегическое взаимодействие России и ее союзников в годы Первой мировой войны 1914—1917 гг. — СПб., 2008.
19. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 1877—1878 гг. на Балканском полуострове. Вьт. 81. — СПб., 1909.
20. Техническая энциклопедия. В 26 т. — М., 1927 1934.
21. Труды Императорского вольного экономического общества. — СПб., 1872.
22. Чтобы дела шли. Российско-американские экономические отношения 1900—1930 гг. Каталог выставки. —Стэнфорд, 1992.