Станислав Кирилец, Александр Кириндас
Первые эксперименты в XIX в. по использованию тракторов для военных целей показали их высокую эффективность. В годы Первой мировой войны автомобили и тракторы прочно утвердились в роли армейского транспорта (предыдущая статья). Последние использовались для транспортировки различных тяжелых и габаритных грузов. Дальнейшее развитие тракторостроения было неразрывно связано с совершенствованием тяжелой артиллерии, инженерного и иного вооружения, что в конечном итоге привело к появлению специализированных артиллерийских тягачей, а гражданские машины стали проектироваться с учетом возможности их военного использования.
Появление в Русской армии большого количества тракторов позволило начать формирование частей Тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). Генерал-майор Е.З. Барсуков, занимавший с января 1916 г. должности начальника Управления полевого генерал-инспектора артиллерии при Ставке Верховного Главнокомандующего и председателя комиссии по организации ТАОН, в своей работе «Русская артиллерия в мировую войну» отмечал: «Исполнительным органом полевого инспектора артиллерии служило сформированное при штабе главковерха (Верховного Главнокомандующего. -Прим. авт.) Артиллерийское управление (Упарт). В первые два месяца существования Упарта созданы были должности инспекторов артиллерии фронта и армии и объявлены к руководству положения об инспекторах артиллерии корпуса, армии и фронта. В действительности пришлось довольствоваться лишь одним артиллерийским резервом в руках Верховного Главнокомандующего, названным [...] ТАОН, для сформирования которого, между прочим, были обобраны все наши фронты от малочисленных орудий осадного типа, которые туда попали из остатков крепостной артиллерии или из полученных от союзников [...].
Идея создания ТАОН принадлежит полевому генинспарту (полевому генерал-инспектору артиллерии. - Прим. авт.). Осуществление этой идеи является крупнейшим целесообразным мероприятием Упарта. Организация ТАОН была разработана особой комиссией под председательством начальника Упарта. Формирование производилось в Царском Селе (Пушкине), доформирование и боевая подготовка - в глубоком тылу Западного фронта (в районе Смоленска, Рославля, Ельни, Вязьмы, Гжатска, Можайска и Ржева)».
Мощные артиллерийские системы отличались значительной массой, что затрудняло их транспортировку гужевой тягой, поэтому распространение получила так называемая «механическая», или «техническая», тяга. Механическая тяга разделялась на грузовики, грузовозы, грузовики-тракторы и тракторы. Деление это было во многом условно, поэтому грузовозы и грузовики-тракторы, в числе которых значились как полноприводные грузовые автомобили, так и обыкновенные грузовики с прицепными тележками, иногда относили то к грузовикам, то к тракторам. Своя тракторная промышленность2 в России была совершенно не развита, а точнее, практически отсутствовала, поэтому без зарубежных поставок формирование частей тяжелой артиллерии, а также и любых других подразделений, нуждающихся в механической тяге, было практически невозможно.
К 1917 г., по данным Барсукова, были сформированы шесть тяжелых артиллерийских бригад, в числе которых находились Отдельные тракторные тяжелые дивизионы.
Дивизион шестидюймовых осадных пушек «Шнейдер», учрежденный 2 января 1915 г., уже 19 октября был переформирован в 1-й тракторный тяжелый артиллерийский дивизион в составе трех тракторных батарей. 9 апреля 1916 г. подразделение было переформировано в 1-й Отдельный тяжелый артиллерийский дивизион батарей «Б»1, а 13 января 1917 г. дивизион вошел в состав 203-й бригады ТАОН.
1-й Отдельный тракторный тяжелый артиллерийский дивизион батарей «М» был создан 23 февраля 1917 г. Он имел на вооружении шестидюймовые английские гаубицы «Виккерс» и состоял из трех тракторных батарей. Механическую тягу обеспечивали американские автомобили-тракторы «ФВД». 8 мая 1917 г. дивизион вошел в состав 203-й бригады ТАОН.
Созданный 23 февраля 1917 г. и включенный 29 мая в состав частей ТАОН 3-й Отдельный тяжелый артиллерийский дивизион батарей литер «А», вооруженный 280-мм французскими гаубицами «Шнейдер», 12 июня был переформирован в 3-й Отдельный тракторный тяжелый артиллерийский дивизион батарей «А». Осенью 1917 г. был учрежден и 4-й Отдельный тракторный тяжелый дивизион в составе четырех батарей, оснащенных 280-мм гаубицами «Шнейдер».
Реклама тяжелого 140-сильного американского трактора «Ломбард» (Lombard 140 HP). 1916 г.
1 В ТАОН, в зависимости от типа орудий, имеющихся на вооружении, батарея получала соответствующий литер или именовалась по типу орудия.
2 Описание становления отечественной тракторной промышленности и изготовления первых тракторов, в частности, на Обуховском («Большевик») заводе в Петрограде, выходит за рамки статьи.