Оглавление

Боевой опыт на всех фронтах Первой мировой войны убедительно доказал, что единственным эффективным средством для транспортировки тяжелой артиллерии в полевых условиях является гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания. Самыми «распространенными» (слово взято в кавычки, так как количество таких машин исчислялось единицами, самое большее — десятками) гусеничными тракторами в Русской армии были американские «Аллис-Чалмерс», «Холт-Катерпиллер» и «Ломбард», а также английские «Рустон» и «Клейтон». Все они, кроме «Ломбардов», были выполнены по образцу знаменитого трактора конструкции американского инженера Бенджамина Холта. К сожалению, крупные поставки гусеничных тракторов в Россию начались слишком поздно (летом и осенью 1917г.) и на ход боевых действий повлиять уже не успели.

В 1916 г. в Новой Вичуге Костромской губернии был сформирован Тракторный отдел Военной автомобильной школы и усиленная автомобильно-тракторная мастерская, где служили и проходили обучение до 400 чинов.

Строительные и боевые машины на базе тракторов

С 1914 г. инженерные части достаточно широко использовали автомобильный и специальный транспорт, в основном, для перевозки строительных материалов, а также дорожную и строительную технику, изготовленную на базе тракторов. Для рытья траншей и других оборонительных сооружений ограниченно применялись экскаваторы на тракторном шасси, в основном американские машины «Парсон». В 1916 г. Главное инженерное управление сформировало и отправило на Северный фронт несколько тракторно-экскаваторных отделений.

Фронт требовал интенсивной реконструкции старых и крупномасштабного строительства новых военных коммуникаций. С выполнением этих задач Главное инженерное управление Русской армии в одиночку не могло справиться. Основную нагрузку взяло на себя Министерство путей сообщения. Другие «полувоенные» организации, такие как Управление путей сообщения на театре военных действий, Всероссийские земский и городской союзы, проводили значительные работы по постройке и ремонту дорог в прифронтовой полосе. Первая мировая война поставила вопрос не только о создании новой сети шоссейных дорог и централизованной системы управления путями сообщения на театре военных действий, но и о соответствующем приспособлении существовавших в мирное время транспортных организаций к нуждам войны.

Количество тракторов в Русской армии на 1 октября 1916 г. (По справке ГУГШ) (РГВИА. Фонд 802, опись 4, дело 1632. О тракторах. Январь-август 1917 г.).

Марка (страна производства)

Военная автошкола

Северный фронт

Западный фронт

Юго-Западный фронт

ГАУ

Всего:

«Мортон» (САСШ)

44

170

214

«Могул» (САСШ)

19

19

«Маршал» (Великобритания)

11

11

«Титан» (САСШ)

8

3

11

«Холт» (САСШ)

2

1

3

«Даймлер» (Великобритания)

5

5

«Фоулер» (Великобритания)

1

1

«Лейланд» (Великобритания)

1

1

«Румели» (САСШ)

1

6

7

«Кейс» (САСШ)

7

1

8

«Парсон» (экскаваторы) (САСШ)

6

6

«Аллис-Чалмерс» (САСШ)

1

1

«Виккерс» (Великобритания]

121

121

Всего:

92

22

2

1

291

408

В частности, в 1916 г. было создано вполне самостоятельное Управление шоссейных дорог Министерства путей сообщения («Упшоссе»), на которое возлагалось заведывание шоссейными, мощеными и грунтовыми дорогами общего пользования. В первые годы войны Варшавским, Виленским, Киевским и Петроградским округами путей сообщения было построено 7300 км дорог и 270 мостов. С 1 октября 1915 г. по 1 марта 1917г. было построено около 320 км новых шоссе, почти 3800 км грунтовых дорог магистрального значения с деревянными и каменными покрытиями. Было отремонтировано около 75000 км различных дорог, в большей части грунтовых. Министерство путей сообщения самостоятельно проводило закупки техники для дорожного строительства. К 1 марта 1917 г. было заготовлено 418 катков (из них 276 паровых и моторных), 213 моторных камнедробилок и передвижных двигателей, 63 кирковщика и 16 тракторов.

В ноябре 1916 г. на Путиловском заводе была построена боевая машина конструкции отставного полковника гвардейской кавалерии Николая Александровича Гулькевича на шасси американского гусеничного трактора «Аллис-Чалмерс». Машина весом 12 т имела пулеметно-пушечное вооружение и только по компоновке (орудие было установлено традиционно в корме) отличалась от первых английских и французских танков. Кстати, и иностранные танки строились на базе тракторов. Машину Гулькевича в России называли бронетрактором, так как во время ее создания термин «танк» был еще неизвестен. Полковник Гулькевич предлагал массированное применение бронированных тракторов, придавая их по 40 единиц на один армейский корпус в качестве средства прорыва укрепленных позиций противника. Однако его идея не нашла поддержки, в основном, из-за отсутствия в России необходимого числа пригодных для бронирования мощных тракторов. В ограниченном количестве подобные бронетракторы на шасси производства американской фирмы «Ломбард» и английской «Клейтон» строились позже, во время Гражданской войны на Юге России и использовались Добровольческой армией.

RuArTrak033.jpg RuArTrak032.jpg
«Ахтырец» — бронетрактор, построенный на Путиловском заводе по проекту Гулькевича на шасси «Аллис-Чалмерс». Петроград, 1917 г. Готовый к отгрузке паровой каток в цеху Коломенского завода, предназначенный для инженерных частей Русской армии и Управления шоссейных дорог Министерства путей сообщения. Коломна, 1914 г.

Оглавление