С учетом этих указаний 21 января 1915г. ГВТУ вошло в Военный совет с представлением за №317/298 «О заготовке самодвижущихся повозок для удовлетворения предстоявшей потребности в них действующей армии» и определило эту потребность в большем размере, чем это сделал Генеральный штаб. Разница объяснялась тем, что Генеральным штабом не было предусмотрено решение о формировании «14 тяжелых батарей с 6-дюймовыми скорострельными орудиями Шнейдера, для каковых батарей, согласно представления ГУГШ в Военный совет от 22.12.1914 г. за №5337 требовалось: 35 легковых автомобилей, 126 тракторов, 84 грузовика, 14 цистерн, 14 мастерских и 14 кухонь».
Принимая это во внимание, Главное военно-техническое управление сочло необходимым закупить дополнительно 278 тракторов для артиллерии. 15 апреля 1915 г. ГВТУ внесло в Военный совет представление за №1659/1838, в котором предписывалось приобретение еще 65 тракторов.
Американский трактор «Титан» производства Международной компании жатвенных машин с прицепной повозкой на испытании в Военно-автомобильной школе. Петроград, 1916 г.
В конце 1915 г. в 1-й Запасной тяжелый артиллерийский полк, квартировавший в Царском Селе, начали поступать английские паровые тракторы «Фоулер», повторявшие в общих чертах конструкцию дорожных локомотивов времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эти громоздкие машины весом 950 пудов и мощностью 48 л.с. предназначались для транспортировки заказанных в Великобритании 8- и 12-дюймовых гаубиц «Виккерс». Весной 1916 г. паровые тракторы «Фоулер» были успешно испытаны на перевозках артиллерийских грузов по маршруту Царское Село — Гатчина, а летом три машины совершили испытательный пробег на 320 верст по маршруту Царское Село— Новгород — Царское Село. Осенью 1916 г. эти же три «Фоулера» транспортировали 12-дюймовую батарею из Царского Села в Красное Село, где планировалось провести учебные стрельбы. Однако, пройдя всего лишь около шести верст, дорожные паровозы безнадежно застряли в глубоком снегу — никакими силами их вытащить не удалось. Простояв на заснеженном шоссе всю зиму, «Фоулеры» продолжили движение только в апреле 1917 г., когда растаял снег и высохли дороги.
Несмотря на некоторые достоинства паровых тракторов (надежность и простота конструкции, мощная тяговая сила), недостатков у них было все же больше — тяжелый вес, плохая проходимость, необходимость каждые 5—10 верст заправляться водой, длительный (до 1 ч) разогрев котла перед началом движения. Все эти факторы не позволили эффективно задействовать дорожным паровозам в боевой обстановке. Однако летом 1917 г. четыре батареи 12-дюймовых гаубиц «Виккерс» (по две гаубицы в каждой) были отправлены на фронт вместе с паровыми тракторами «Фоулер». Для перевозки одной такой гаубицы в разобранном виде требовалось шесть тракторных поездов с прицепами. Пять паровых «Фоулеров» тогда же направили в Черновцы в распоряжение инженерных частей для перевозки электрического кабеля.
Английский тяжелый трактор «Рустон». 1917 г. | Компоновка английского трактора «Рустон» — учебное пособие на русском языке, предназначенное для подготовки военных трактористов. |