Исходное положение габаритно-массового макета БМД-ЗК со средствами десантирования ПБС-950М (П281) перед загрузкой в самолет Ил-76МД. Для загрузки макета приходилось использовать колесный ход от парашютно-десантной платформы П-16М.
При скорости приземления до 10,7 м/с вертикальные перегрузки не превысили допустимых 15 g. В двух сбрасываниях перегрузки достигли 17 и 20 g, но поскольку одно провели с высоты 257 м, а другое — с 4000 м, их отнесли к «неучитываемым».
Заключение по результатам испытаний гласило: «Средства десантирования изделия «950К» (заводской шифр П281) работоспособны, предварительные испытания в части летных испытаний выдержали и в основном соответствуют ТТЗ №15956, кроме требования по минимально безопасной высоте». В акте по результатам испытаний признавалось: «Чтобы парашютная система и амортизация СД П281 приняли оптимальные формы и обеспечили сохранное применение изделия «950К» с перегрузками в пределах заданных ТТЗ, необходимо увеличить минимально безопасную высоту до 350-400 м».
БМД-ЗК так и не была поставлена на серийное производство, поэтому на государственных летных испытаниях средств П281 использовались серийные (строевые) БМД-3 и габаритно-массовый макет БМД-ЗК. На испытания представили шесть комплектов П281. Руководителем испытаний был начальник испытательного отдела ГК НИИ ВВС полковник И.И. Бухтояров, ведущим инженером — подполковник А.И. Семенов. Госиспытания заняли пять с половиной лет, с января 1998-го по июнь 2003 г. — срок, мягко говоря, удивительный для советских времен, но вполне обычный для условий крайней экономической нестабильности.
Программой испытаний предполагалось провести 30 сбрасываний — с высот от 400 до 4000 м, на скоростях полета по прибору от 300 до 380 км/ч, одиночно, серией и «Цугом», на снег, травяной покров, твердый грунт. Программу удалось выполнить полностью, за исключением сбрасывания БМД-3 с П281 на площадку приземления с превышением 2500 м над уровнем моря, как это предусматривалось заданием на средства десантирования. Причины вполне объективные — использовавшаяся ранее высокогорная площадка Варденис осталась в независимой Армении, а собственный высокогорный полигон для испытания средств десантирования боевой техники в России пока не оборудовали. Время наполнения зарифованной парашютной системы составило от 17 до 20 с, время снижения при десантировании с высоты 400 м — 25 с.
Положение габаритно-массового макета боевой машины БМД-ЗК на подвесной системе перед приземлением на СД ПБС-950М. Видна «деформация» задней торцевой части правого амортизатора вызванная ее зацеплением за детали задней каретки центрального узла.
Протокол проверки технического состояния двух БМД-3, проводившейся после сбрасывания на месте приземления специалистами 13-го отдела 38 НИИИ МО (отдел системных исследований бронированных машин легкой категории по массе) содержал следующие оценки: «...Механических повреждений агрегатов и деформаций корпуса обнаружено не было. Башни образцов вращались без заеданий, механические приводы наведения оружия и стабилизатор функционировали нормально, оружие находилось в исправном состоянии. Средняя продолжительность контрольного пробега, проводившегося по грунтовым и шоссейным дорогам после десантирования, составила 52 км. Видимых следов начала разрушения узлов и агрегатов не обнаружено... Представленные на испытания средства десантирования «Бахча-К-ПДС» обеспечивают сохранность и работоспособность БМД-3 при их десантировании из самолетов ВТА типа Ил-76МД, Ил-76МФ и Ан-70».
Физиологических экспериментов не проводилось, но максимальные перегрузки на спинках универсальных сидений БМД-3 составили 12,8 g по вертикали и 4,5 g по горизонтали при требованиях, соответственно, не более 15 и 10 g. Подтвердилось, что П281 сохранили возможность десантирования полного расчета внутри БМД-3.
Акт по государственным летным испытаниям, утвержденный 12 ноября 2003 г., гласил, что модернизированные средства десантирования соответствуют ТТЗ с учетом указанных дополнений, за исключением гарантийной наработки. «Средства десантирования П281, — говорилось в Акте, — по своим тактико-техническим характеристикам превосходят серийные средства десантирования ПБС-950 по прочности парашютной системы, эксплуатационной технологичности и массе средств десантирования, но имеют большую минимально допустимую высоту применения и меньшую гарантийную наработку». Минимальную высоту десантирования все же пришлось увеличить с 300 до 400 м — о меньших высотах, сокращающих время десантирования и рассеивание объектов, уже речи не шло. Что касается гарантийной наработки, то основные претензии вызывали повреждения при приземлении деталей центрального узла, которые никак не могли гарантировать пятикратного применения. Причиной тому стали перегрузки, достигавшие при использовании 10-купольной парашютной системы почти предельных значений, определяемых ТТЗ. Рекомендация филиала ГЛИЦ о добавлении в парашютную систему МКС-350-12М одного основного купола не была осуществлена.