Кинограмма процесса извлечения БМД-ЗК из грузовой кабины самолёта Ил-76МД и ввода в действие парашютной системы МКС-350-12М. На третьем кадре видна конфигурация ПС МКС-350-12М на завершающей фазе рифления, на четвертом — завершение фазы наполнения ПС МКС-350-12М.
Так и осталось нереализованным требование десантирования БМД-3 на водную поверхность: резкое сокращение финансирования ОКР по парашютно-десантной технике в 1990-е гг. просто не позволило приступить к решению этой задачи.
Утяжеление машин БМД-3 и БМД-ЗК привело к увеличению полетной массы изделий со средствами десантирования с 14,4 до 14,7 т, возросла десантная нагрузка самолета — до 49,5 т для Ил-76М (МД) и 34,6 т для Ил-76. Потребовались дополнительные расчеты по нагрузке на фюзеляж и проведение ряда испытаний. Масса загруженного самолета без топлива вышла за допустимые ограничения (136 т). Специалисты Авиакомплекса им. С.В. Ильюшина предложили снимать с самолета контейнеры постановки ложных тепловых целей АПП-50, бортовые средства обслуживания на стоянке и другое оборудование. Это снижало возможности самолета по преодолению ПВО противника и не позволяло производить его обслуживание на внебазовом аэродроме — компромисс существенный, если учесть усложнение условий проведения возможных воздушно-десантных операций. Еще одно ограничение выявилось по размещению расчетов с индивидуальными парашютами: при десантировании из самолета Ил-76 (-76М и МД) двух БМД-3 расчет еще размещается на индивидуальных сидениях, а при трех БМД-3 в грузовой кабине Ил-76М (МД) для него уже просто не остается места.
При этом сами модернизированные средства десантирования не внесли вклада в увеличение массы десантируемого моногруза — их масса составила 1,48 т в положении для десантирования и 1,67 т в походном положении (при заданных 1,5 и 1,67 т соответственно). То есть по отношению массы средств десантирования к массе груза средства П281 оказались совершеннее 4П248.
Однако вновь были предъявлены претензии по времени подготовки средств десантирования к применению и освобождения боевой машины от них после приземления. «Время загрузки БМД-3 в самолет со СД П281, включая их окончательный монтаж в самолете (без учета времени монтажа ВПС для каждой машины), — гласил акт госиспытаний, — составляет 30 мин (по ТТЗ — не более 20 мин); время освобождения БМД-3 от СД П281 после приземления изнутри машины составляет 30 сек (по ТТЗ - не более 30 сек), а при ручном освобождении с выходом боевого расчета — 2 мин 50 сек (по ТТЗ - не более 3 мин). При приземлении БМД-3 с боковым сносом освобождение машины от СД П281 изнутри не обеспечивается, а с выходом боевого расчета из машины время освобождения БМД-3 от СД П281 увеличивается до 10... 15 мин». Снова сказалась возможность зацепления гусениц за оболочки амортизаторов.
Впрочем, так и не начавшееся серийное производство БМД-ЗК и планы принятия вместо БМД-3 сначала БМД-4, а затем и БМД-4М, сделали более актуальным создание новых средств десантирования.
Макет «Объекта 950» после приземления.