Оглавление

Другие варианты

Расчеты отечественных специалистов показали, что ряд недостатков десантирования с предельно малых высот (необходимость хорошей натренированности экипажа, обозначения площадки десантирования четко видимыми ориентирами, опасность от строений, техники, грузов возле площадки десантирования) может быть устранен за счет увеличения высоты десантирования до 15-20 м. Это соответствует рекомендациям летного состава ВТА, подтвержденным и опытом десантирования в Антарктиде, Выполнить это возможно на основе серийных десантных платформ с введением дополнительных элементов для уменьшения вертикальной и горизонтальной скорости и амортизации удара при приземлении.

Один из вариантов предполагал установку на платформу П-219 тканевого амортизатора в виде кожуха, надуваемого после отделения от самолета с помощью газогенератора. При этом наполненный кожух имеет утолщение в носовой части. Торможение после приземления обеспечивают парашютная система ПГПВ-50 и выдвижные костыли. Для гарантированного положительного угла атаки платформы после отделения от самолета и увеличения эффективности работы парашютной системы передний (по направлению полета) торец платформы (по направлению полета) остается соединенным с самолетом лентой, сматываемой с барабана гидролопаточного тормозного механизма, установленного либо на платформе, либо на торцевой части рампы грузолюка самолета. В качестве десантной платформы такой системы может использоваться и модифицированная соответствующим образом П-7 (П-7М).

Другой вариант обеспечения положительного угла атаки и значительного уменьшения скорости платформы — размещение на платформе ракетной тормозной двигательной установки (например, от серийной системы ПРСМ-925) с сохранением системы типа ПГПВ-50 — возвращение к идее, представленной еще в начале 1970-х гг. Подбором угла установки блоков ТДУ можно изменять соотношение вертикальной и горизонтальной составляющих скорости приземления груза на

СМД и уменьшить значение горизонтальных перегрузок на объекте в горизонтальной плоскости до 10, а в вертикальной до 15 g (соответствует требованиям ОТТ ВВС-86 для средств совместного десантирования боевой техники и размещенных внутри нее экипажей или боевых расчетов).

Стоит отметить, что подобные разработки велись и за рубежом. В1980-е гг. в нескольких странах развернулись исследования поведения средств десантирования на различных этапах, возможностей уменьшения их массы за счет новых конструкций и использования новых материалов в парашютных системах, различных типов систем амортизации, в том числе и для десантирования с малых и предельно малых высот. В США в 1988 г. начались работы по программе создания новых средств десантирования, и среди первоочередных оказался проект LARRAS (Low Altitude Retro-Rocket Airdrop System — «система низковысотного десантирования с ракетным торможением»). Предполагалось десантирование грузов общей массой до 27000 кг на соединенных последовательно платформах с высоты 90 м при скорости полета 450 км/ч. Платформы должны были вытягиваться из самолета и стабилизироваться связкой специальных парашютов, а твердотопливные тормозные двигательные установки — уменьшать скорость приземления до 2,4 м/с. О практической реализации этой программы ничего не сообщалось. Тем не менее, интересно отметить ее сходство с советскими проектами еще начала 1970-х гг.

Расчеты же, проведенные специалистами «Универсала», показывают, что уже отработанные методы десантирования позволяют сбрасывать с предельно малых высот грузы массой до 20000 кг.

Источники и литература

1. Андрухов И.И., Георгиев М.Р. Воздушно-десантные войска НАТО. М.: Воениздат МО СССР, 1970.

2.  Беляев Ю, Средства десантирования грузов с самолетов ВВС США // Зарубежное военное обозрение. 1989, №9.

3. Вопросы тактики в советских военных трудах (1917—1940 гг.). — М: Воениздат, 1970.

4. Задонцев Б. Развитие в США систем десантирования // Зарубежное военное обозрение. — 1991, №10,11.

5. Константинов Л. Сброс грузов с предельно малых высот // Зарубежное военное обозрение. 1983, №1.

6. Механизация и автоматизация сбрасывания боевой техники и грузов на парашютах // Военный зарубежник. 1964, №4.

7. Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.

8.  Сафронов Т.П. Воздушные десанты во Второй мировой войне. М.: Воениздат МО СССР, 1962.

9.  Снабжение войск с воздуха // Военная мысль. — 1957, №7.

10.  Состояние и перспективы развития Военно-транспортной авиации и средств десантирования боевой техники и воинских грузов Воздушно-десантных войск. М.: Московский агрегатный завод «Универсал», 1973.

11.  Средства маловысотного десантирования грузов (СМД) П-210. М., МКПК «Универсал».

12.  Средства маловысотного десантирования грузов СМД. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1984.

13. Стефановский П.М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1973.

14. Сухоцкий Е. Механизация и автоматизация сбрасывания боевой техники и грузов на парашютах // Военный зарубежник. 1964, №4.

15. Таликов Н.Д. Предельно малые высоты. Работы по десантированию грузов и военной техники из военно-транспортного самолета Ил-76 с предельно малых высот // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. 2008, №12.

Оглавление