Десантирование провели 7 ноября 1991 г. Экипаж точно вывел самолет в точку начала выброски. На станции «Восток» могли помочь только указаниями по радио «на глаз» и тем, что обозначили торец площадки десантирования двумя танковыми тягачами, установленными в 100 м один от другого на линии, перпендикулярной предполагаемой площадке приземления П-219. То есть условия были «приближенные к боевым», да еще и в экстремальном климате и с превышением установленных норм.
Первыми сбросили платформы П-7, десантирование прошло штатно. С П-219 пошло не совсем «гладко». Из-за плохих условий визуального контроля (по признанию полярных летчиков, заход на снежный аэродром напоминает «игру на белом теннисном столе белым мячиком») летчик перевел самолет в режим набора высоты до момента полного выхода груза. В результате каретка с удлинителем подвесной системы, сойдя с монорельса на рампе, резко ударила по хвостовой части средней створки грузолюка. Впрочем, самолет «простил» это, и грузолюк закрылся нормально. Фактическая высота сбрасывания П-219 составила 8-10 м. Тем не менее полярники с земли сообщили, что платформа приземлилась и затормозила нормально, груз в сохранности, а испытываемые швартовочные средства платформы — в целости.
Мероприятия завода «Универсал» по доработке П-219 были рекомендованы для внедрения в серийное производство. А созданный при Гидромете Центр авиапарашютных экспедиционных работ «Полюс» далее включил вскоре П-219 (под условным обозначением «система С») в свои рекламные проспекты среди других вариантов доставки грузов.
В акте по государственным испытаниям СМД П-219 от 16 ноября 1983 г. рекомендовалось «проработать возможность низковысотного десантирования грузов и техники на водную поверхность». Между тем, подобное десантирование (хотя и на других средствах) было проведено за пять лет до того.
В 1978 г. на Псковском озере в присутствии командующего ВДВ генерала В.Ф. Маргелова в опытном порядке десантировали на воду БМД-1. В эксперименте участвовали специалисты завода «Универсал», НИИ АУ, офицеры НТК ВДВ. При этом использовались элементы парашютно-реактивной системы ПРСМ-915 (центральный узел, амортизационные лыжи), но, конечно, без монтажа основного купола и тормозной двигательной установки, с использованием штатного вытяжного парашюта ВПС-8 в качестве поддерживающего в процессе ввода в действие вытяжной парашютной системы с крестообразным парашютом (примененный позже в составе СМД П-219). Боевая машина вполне удачно вышла из грузовой кабины, приводнилась и погасила скорость, оставшись на плаву. Пока БМД-1 покачивалась на воде, присутствовавшие уже начали поздравлять друг друга с успехом, но машина неожиданно и быстро затонула. Как оказалось, при ударе о водную поверхность было повреждено тонкое днище и заборные патрубки водометов (окна днища для заборных патрубков не были закрыты) и в корпус начала поступать вода. Позже таких десантирований уже не проводили.
Опытное низковысотное десантирование БМД-1 на воду из самолета Ил-76.
Любопытно, что еще в октябре 1936 г. на Медвежьих Озерах проводились эксперименты по сбрасыванию на воду малого плавающего танка Т-37А из-под фюзеляжа бомбардировщика ТБ-3 с помощью управляемой подвески ТВД-2. Работы велись по предложению инженера А. Ф. Кравцева и под руководством начальника проектно-конструкторского сектора Научно-исследовательского отдела Военной академии моторизации и механизации Ж.Я. Котина. Танк сбрасывался с высоты 5-6 м (по другим данным — 15-20 м) на скорости 160 км/ч. Для защиты тонкобронного днища машины использовалась деревянная платформа-поддон. Однако в ходе опытных сбросов все три танка Т-37А получили повреждения днища из-за гидродинамического удара и затонули. Дальнейшие эксперименты прекратили.
Тактико-технические характеристики СМД П-219
Полетная масса платформы, кг: |
|
- со снабженческими грузами, максимальная |
6600 |
- с изделием «915» (БМД-1) |
8480 |
Полезная нагрузка платформы, кг: |
|
- со снабженческими грузами |
До 5440 |
- с изделием «915» (БМД-1) |
7250 |
Десантируемые грузы: |
|
- снабженческие грузы |
- боеприпасы в штатных укупорках; - горюче-смазочные материалы в стальных резервуарах Р6 и Р4, резинотканевом РА-2М, алюминиевом МРД-4, 200-литровых стальных бочках; - медицинское имущество в ящичных упаковках; - специальные медицинские установки СДП-2 и ДДП-2; - продовольствие (консервы, крупа в мешках, сухие пайки в упаковках); - вещевое имущество в мягких контейнерах; - имущество ВХВ и СЗ (комплект восполнения убыли КВУ-Д) |
- боевая техника |
Изделие « 915» (БМД-1) без экипажа |
Парашютная система: |
|
- при загрузке снабженческими грузами |
ПГПВ-50 (масса 85 кг) |
- при загрузке изделием «915» (БМД-1) |
ПГПВ-3-50 (масса 280 кг) |
Масса СМД в % от массы полезной нагрузки: |
|
- при загрузке снабженческими грузами |
21 (при максимальной загрузке) |
- при загрузке изделием «915» (БМД-1) |
17 |
Габариты платформы в положении для десантирования, мм: |
|
- длина |
4346±10 |
- ширина |
3000±5 |
- высота |
145±1 |
Скорость полета самолета по прибору при десантировании, км/ч |
260±20 |
Высота десантирования над площадкой приземления, м |
5±2 |
Высота десантирования над уровнем моря, м |
До 2500 |
Максимально допустимая при сбрасывании скорость ветра у поверхности земли, м/с |
15 |
Скорость транспортировки платформ, приготовленных к десантированию, за тягачом в районе аэродрома, км/ч: |
|
- по дорогам с искусственным покрытием |
30 |
- по грунтовым дорогам |
10 |