СМД нашли применение и для решения «гражданских» (народнохозяйственных) задач. Речь идет о доставке грузов для антарктической станции «Восток». Хотя это оказалось увязано с оценкой эффективности доработок средств П-219. Дело в том, что в 1988 г. в ходе проведения специальных испытаний в районе Кировабада с десантированием воинских грузов на СМД П-219 на площадку, расположенную на высоте около 500 м над уровнем моря, но представлявшую собой плотный каменистый грунт, в двух случаях произошло частичное разрушение швартовочных средств, предназначенных для восприятия продольных перегрузок, а в одном — полная расшвартовка платформы, так что десантируемый груз «веером» разлетелся по площадке. После этого специалисты «Универсала» провели мероприятия по усилению швартовочных средств П-219 с усилением передней стенки и двукратным увеличением швартовочных тросов. В 1990 г. доработанные П-219 передали в ГК НИИ ВВС на контрольные летные испытания.
В октябре 1991 г., когда шла завершающая стадия испытаний, с просьбой о помощи к Министерству обороны обратился Гидрометеоцентр. Во льдах застрял ледокол «Михаил Сомов», доставлявший снабженческие грузы для антарктических станций, возникла задержка отправки очередного санного поезда на внутриконтинентальную станцию «Восток», где подходили к концу запасы дизельного топлива. К тому же срывалась плановая смена полярников.
Главнокомандующий ВВС возложил выполнение задачи на ГК НИИ ВВС и ВТА. Как наиболее эффективный и оперативный вариант выбрали переброску полярников на станции «Молодежная» и «Новолазаревская» самолетом Ил-76МД и доставку грузов на станцию «Восток» десантированием с того же Ил-76МД с вылетом с аэродрома прибрежной станции «Вечерняя». Задействовали две парашютные платформы П-7 и комплект доработанных СМД П-219 — таким образом, доставка грузов полярникам становилась и завершением контрольных испытаний СМД. Самолет Ил-76МД был выделен от 339-го военно-транспортного авиационного полка, командиром летного экипажа назначен полковник Ю.П. Клишин, штурманом — полковник А.Г. Смирнов, непосредственное пилотирование самолетом при десантировании возлагалось на полковника А.В. Андронова. В бригаду обеспечения десантирования входили специалисты ГК НИИ ВВС Е.И. Лукоянов, А.В. Мосолов, И.И. Бухтояров, С.Н. Захаров, В.М. Уракин, Н.Н. Вершнин и специалисты Гидромета под руководством П.И. Задирова. Конструкторский контроль от завода «Универсал» осуществлял Н.Н. Невзоров.
Подготовка к десантированию велась на станции «Вечерняя» при температуре воздуха ниже -35°С и скорости ветра около 20 м/с. Платформы П-7 и СМД П-219 загрузили 200-литровыми стальным бочками с соляркой. Общая масса полезного груза составила около 20000 кг, из них 5500 кг — на П-219. На платформе П-219 разместили и специальную карту осмотра средств швартовки, который должны были провести полярники своими силами и сообщить результаты по радио. Площадкой десантирования являлась укатанная снежная полоса возле станции «Восток», ранее служившая для приема самолетов Ил-14 и Ли-2. Станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря, что превышало условия применения СМД. Еще более жесткие условия ставил мороз: на момент сбрасывания ожидалось -44°С, а при таких температурах наступает «охрупчивание» металлических деталей. Полет в целях экономии топлива совершался на высоте 6,5 км, определенной инженерами-испытателями ГК НИИ ВВС как оптимальная для данных погодных условий. По той же причине экономии отключили систему отопления и кондиционирования грузовой кабины. В результате замки ЗКП покрылись инеем, но контрольная проверка в самолете показала, что, хотя смазка и загустела, все основные детали замков сохраняют требуемую подвижность.
Загрузка бочек с соляркой на средства десантирования - парашютные платформы П-7 и СМД П-219 (на среднем плане, частично занесена снегом). Станция «Вечерняя», 6 ноября 1991 г. |
Подготовка к десантированию платформы П-7 с грузом (200-литровые бочки с соляркой) на станции «Вечерняя», 6 ноября 1991 г. |