Оглавление

 

Зарубежные системы

В США опытно-конструкторские работы по системам десантирования с малых высот развернулись в начале 1960-х гг. Тактическим преимуществом такого способа считались значительное увеличение точности десантирования и уменьшение уязвимости самолета на малых высотах для средств ПВО. Фирмы «Локхид» и «Олл Америкэн Инджиниринг» создали и испытали систему десантирования, напоминающую способ посадки самолетов на палубу авианосца с помощью аэрофинишера. При этом военно-транспортный самолет с выпущенным шасси снижался до высоты «бреющего» полета и при открытой рампе грузовой кабины выпускал трос с крюком или кошкой на конце. Крюк захватывал трос аэрофинишера, заранее развернутого поперек полосы пролета самолета. Платформа, снабженная амортизацией, извлекалась из самолета, а упав на поверхность площадки приземления, скользила, пока не гасила свою горизонтальную скорость. На площадке с твердым покрытием платформа проскальзывала около 30 м, на рыхлом грунте — меньше, но при этом торможение создавало большие перегрузки на десантируемом грузе.

PdtUniv298.jpg

Схема сбрасывания груза с самолета С-130Е с использованием зацепа и наземного тормозного устройства (система GPES).

Уже в начале 1960-х гг. таким образом из самолета С-130 с высот до 10,5 м при скорости полета около 185 км/ч десантировались грузы массой до 4500 кг (армейский грузовой автомобиль) и резиновые топливные баки емкостью по 2000 л. Рассматривалась далее возможность десантирования таким способом личного состава на амортизированных платформах на 12, 24 и 48 человек. Поначалу намеревались десантировать медведей (строение шейного отдела позвоночника у них сходно с человеческим), но до экспериментов, насколько известно, дело не дошло (и к счастью — жалко было бы мишек).

Модифицированная система десантирования грузов получила обозначение GPES (Ground Proximity Extraction System — система извлечения при сближении с землей). По замыслу, самолет заходил к площадке десантирования на высоте около 15 м, открывал створки и рампу грузового люка, откуда с помощью гидропривода выпускалась складная штанга с крюком, соединенным тросом с загруженной платформой. Самолет снижался до 2-3 м несколько впереди лежащего поперек троса и прекращал снижение после захвата троса крюком. Крюк натягивал трос аэрофинишера, соединенный с двумя гидравлическими тормозными наземными устройствами. Платформа с грузом извлекалась из самолета, энергия удара гасилась амортизатором с бумажно-сотовым наполнителем. Гидравлические тормозные устройства были спроектированы так, чтобы усилие торможения оставалось постоянным, несмотря на уменьшение горизонтальной скорости платформы.

Система GPES предназначалась для десантирования из самолетов С-7А «Карибу» (грузы массой до 1500 кг, высота десантирования 1,5-1,8 м) и С-130Е «Геркулес» (грузы до 15680 кг, высота 1,5-3 м). К ее недостаткам относилась необходимость выбора ровной площадки с возможностью пролета военно-транспортного самолета на предельно малой высоте, значительного объем работ по развертыванию наземного оборудования и точного управления полетом сигналами с земли. Экипаж самолета должен был выдерживать высоту, направление и скорость полета подобно пилотам палубной авиации.

Другой вариант десантирования с предельно малых высот был основан на методе срыва с помощью вытяжного парашюта. В основном способ применялся для десантирования грузов с самолетов С-130, хотя существовал и вариант для С-7А «Карибу». Система, разработанная в 1964 г., получила обозначение LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System — маловысотная система с извлечением вытяжным парашютом). С 1966 г. она использовалась во Вьетнаме для доставки строительных материалов, металлических матов для строительства полевых аэродромов и т.п. Результаты признали хорошими.

PdtUniv299.jpg

Десантирование грузов с самолета С-130В с использованием системы LAPES. Южный Вьетнам, 1967 г.

Оглавление