«Беспарашютный сброс»
Как известно, возможность десантирования личного состава, техники и грузов с малых и предельно малых высот рассматривалась еще в 1930-е гг. Можно вспомнить, например, «авиабусы»-лодки П.И. Гроховского, испытанные сбрасыванием на воду и снег осенью 1931 г., и его же колесные «авиабусы» Г-68, прошедшие испытания в 1932 г. сбрасыванием из-под крыла самолета при пролете на предельно малой. В передней части двухместного «авиабуса» крепились силовая рама и два колеса с амортизаторами, в задней — амортизированные опорные костыли с тормозными ножами.
«Физиологический эксперимент» окончился не слишком удачно (испытатели Гроховский и Титов получили легкие травмы), разработанную же после этого грузовую «авиабусную площадку» типа Г-51 не довели до рабочего образца. Хотя в статье А.Я. Яновского в журнале «Военная мысль» в 1938 г. (когда коллектив П.И. Гроховского уже расформировали) среди вариантов высадки десанта еще выделялся «выбрасываемый» десант «при помощи специальных тележек с хорошей амортизацией на колесах (зимой — на лыжах)», сбрасываемых «механическим путем с высоты 2-3 м». Впрочем, больший интерес уже тогда вызвал другой вариант «выбрасываемого» десанта — планерный. Из работ же коллектива Гроховского стоит отметить исследование в 1932 г. «метода срыва», когда в набегающий воздушный поток сбрасывался парашют, который своим звеном открывал замки крепления груза и стягивал груз с носителя. Впоследствии метод срыва использовался в различных способах десантирования техники и грузов.
Опытное низковысотное десантирование БМД-1 с использованием парашютной системы ПГПВ-3-50 и элементов ПРСМ-915.
Тогда же прорабатывались варианты десантирования с предельно малых высот и боевой техники. Так, инженеры Г.М. Можаровский и И.В. Веневидов в середине 1930-х гг. предложили сбрасывать танк с самолета на «бреющем» полете с помощью тросов. В момент приземления танк автоматически отцеплялся бы от троса и продолжал движение на лыжах, подложенных под его гусеницы, замедляя движение небольшим тормозным парашютом. Похожий способ сбрасывания легкого танка с «бреющего» полета на тросе независимо предложили в начале 1940-х гг. инженеры завода №468, но в этом случае тормозной парашют раскрывался раньше и снижал не только горизонтальную, но и вертикальную составляющую скорости танка. Впрочем, и тот и другой метод остались на уровне предложения. Проводились также эксперименты по сбрасыванию плавающих танков на водную поверхность, о чем будет еще упомянуто ниже.
В годы Великой Отечественной войны для снабжения войск и партизанских отрядов прибегали к беспарашютному сбрасыванию с малых высот грузов, выдерживающих большие ударные перегрузки, дополняя их штатную упаковку минимальной амортизацией. Была выпущена и распространена в частях ВВС инструкция по беспарашютному сбрасыванию грузов. Боеприпасы к стрелковому оружию, ручные гранаты (без запалов) могли сбрасываться в ящиках, обмотанных мешковиной, взрывчатые вещества в ящиках или пеналах — в мешках с сеном, мягкие грузы (маскировочные средства, обмундирование) — в штатной упаковке. Сбрасыванием на воду могли доставлять морякам спасательные средства (надувная лодка ЛМН, спасательные жилеты, тросы в бухтах). Беспарашютный сброс в амортизированных контейнерах снаряжения, продуктов питания, некоторых образцов стрелкового оружия, жидкостей, строительных материалов и т.п. практиковался и за рубежом.
Вновь работы по беспарашютному сбрасыванию грузов развернулись в 1960-е гг., причем, кроме снабженческих грузов, речь снова зашла о десантировании боевых, транспортных и специальных машин. Часто употребляемый термин «беспарашютный» не совсем точен — парашюты могли использоваться для извлечения груза из самолета-носителя и торможения, но не для уменьшения вертикальной скорости. Точнее говорить о десантировании с предельно малых высот. Напомним, что предельно малой считается высота полета военно-транспортного самолета, когда расстояние между колесами выпущенного шасси и поверхностью площадки десантирования составляет около 3-5 м или даже менее.
Один из вариантов десантирования легкого танка с предельно малых высот, предложенных специалистами завода №468.