Между тем, уже прошел испытания другой вариант бесплатформенных парашютных средств десантирования БМД-1, созданный под руководством П.М. Николаева в Феодосийском филиале НИИ автоматических устройств и получивший шифр «Шельф». В нем использовались вновь разработанные НИИ АУ парашютные системы МКС-350-9 и МКС-760Ф и амортизирующая система разработки Феодосийского филиала. Парашютная система МКС-350-9 «снизила» минимальную высоту десантирования до 300 м, что способствовало точности десантирования. Средства десантирования 3П170 и «Шельф» предлагались в вариантах с использованием этой системы, хотя госиспытания МКС-350-9 прошла только в 1985 г. «Шельф» также рассчитывался на десантирование экипажа внутри машины на креслах «Казбек-Д». В состав средств десантирования «Шельф» входили парашютная площадка с парашютной системой, тросовая система, замки отцепа, устройство выдачи сигнала УВС-2, гайдроп-ная система ориентирования, амортизирующая система, монтируемая под днищем БМД, специальное оборудование. Ряд технических решений и готовых узлов системы «Шельф» был заимствован от ранее разработанных изделий завода «Универсал».
В январе 1979 г. В.Ф. Маргелова на посту командующего ВДВ сменил генерал-полковник Д.С. Сухоруков. Новый командующий принял решение о проведении сравнительных испытаний систем 3П170 и «Шельф». 3П170 показала не только надежную работу, но и меньшее время, необходимое для монтажа и загрузки в самолет. После десантирования БМД-1 с 3П170 была быстро приведена в готовность. Системе же «Шельф» просто «не повезло»: тросы расчековки попали в гусеницы машины, что значительно задержало приведение в боевую готовность. Тем не менее комиссия явно склонялась в пользу системы «Шельф». Свою роль, видимо, сыграло субъективное мнение и симпатии нового руководства. Но нужно признать, что средства десантирования «Шельф» с самонаполняющейся воздушной амортизацией дали перегрузки при приземлении в пределах 15 g, т.е. обеспечивали безопасность десантирования со значительным запасом относительно ТТТ, заданных ВВС в 1976 г. Да и работа гайдропной системы в «Шельфе» оказалась более эффективной. «Шельф» также прошел испытания десантированием на воду.
Так или иначе, но средства десантирования «Шельф» поступили на снабжение ВВС и ВДВ под обозначением ПБС-915.
Серийное производство ПБС-915 «Шельф» («Шельф-1») было передано в Кумертауское авиационное производственное объединение, а в 1990-е гг. — в Таганрог (ОАО «Таганрогская авиация»). Наконец, в 2008 г. производство ПБС-915 перевели в Москву на ФГУП «МКПК «Универсал».
Что же касается системы 3П170, то ее основные структурные элементы, как уже упоминалось, были использованы специалистами «Универсала» при создании средств десантирования для боевой машины БМД-3 по теме «Бахча-СД» (в серии получили обозначение ПБС-950). Это, в частности, опорные лыжи со средствами амортизации (только с заменой пенопластовой амортизации воздушной, принудительного наполнения) и конструкция центрального узла. Также при разработке средств десантирования для БМД-3 и СПТП «Сптрут-СД» применена схема замка ЗКП с дублированной системой включения и переключения ЗКП на переотцепку звена ВПС с груза на парашютную систему, подобная той, что использовалась в 3П170.
Тактико-технические характеристики бесплатформенных парашютных средств десантирования в сравнении с системой десантирования на парашютно-десантной платформе
Средства десантирования |
Бесплатформенные |
На десантной платформе |
||
3П170 |
ПБС-915 «Шельф-1» |
2П170 (с платформой П-7 и подкладной амортизацией) |
||
Парашютная система |
МКС-5-128Р |
МКС-350-9 |
МКС-350-9 |
МКС-5-128Р |
Полетная масса средств десантирования 3П170 машины БМД-1 с двумя членами экипажа, кг |
8385 |
8345 |
8568 |
9200±100 (для Ан-12) 9100±100 (для Ил-76 и Ан-22) |
Масса полезной нагрузки, кг |
7200±70 |
7200±70 |
7200±70 |
7200±70 |
Масса средств десантирования, кг |
1085 |
1045 |
1177 |
2000 (для Ан-12) 1900 (для Ил-76 и Ан-22) |
Масса средств десантирования в % от полезной нагрузки |
14,86 |
14,31 |
16,35 |
28-26 |
Скорость полета при сбрасывании, по прибору, км/ч: |
||||
- из самолета Ан-12 |
350-400 |
350-400 |
350-400 |
350-370 |
- из самолета Ан-22 |
350—400 |
350-400 |
350-400 |
350-370 |
- из самолета Ил-76 |
260—400 |
260-400 |
260-400 |
350-370 |
Высота десантирования над площадкой приземления, м |
500—1500 |
300—1500 |
300—1500 |
500-1500 |
Высота площадки приземления над уровнем моря, м |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
Допустимая скорость ветра у поверхности земли, м/с |
1—15 |
1—15 |
До 15 |
До 10 |
Максимальное количество машин БМД-1, размещаемых в грузовой кабине, шт.: |
||||
- самолета Ан-12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- самолета Ан-22 |
3 |
3 |
3 |
3 |
- самолета Ил-76 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Поверхность, на которую может десантироваться |
Суша и водная поверхность |
Суша и водная поверхность |
Суша и водная поверхность |
Суша |