БМД-1 со средствами десантирования ЗП170, подготовленная к загрузке в самолет.
9 января 1976 г. Управление заказов и поставок авиационной техники и вооружения ВВС выдало тактико-технические требования на бесплатформенные средства десантирования БМД-1 (то есть речь шла об объекте массой до 8 т). Требования предусматривали десантирование двух членов экипажа внутри боевой машины.
Задача совместного десантирования техники и боевых расчетов уже была определена командующим ВДВ генералом армии В.Ф. Маргеловым. Ее реализация была одним из условий существенного повышения боевой готовности ВДВ, она рассматривалась и как важная составная часть их психологической подготовки. Напомним, что первое десантирование экипажа внутри БМД-1 на комплексе «Кентавр» с десантной платформой провели всего тремя годами ранее, а десантирование на комплексе «Реактавр» с парашютно-реактивной системой еще только готовили. 3 марта 1976 г. было утверждено решение о разработке бесплатформенных средств десантирования Московским агрегатным заводом «Универсал».
Работа получила заводской шифр 3П170. Система предназначалась для парашютного десантирования машины БМД-1 из самолетов Ан-12, Ил-76 и Ан-22 на сушу и на водную поверхность. ОКР по теме ЗП 170 велись под руководством заместителя главного конструктора завода «Универсал» П.Р. Шевчука и начальника 9-го отдела завода Г.В. Петкуса, в работах участвовали бригады Ю.Н. Баринова и Ю.Н. Коровочкина.
Средства десантирования ЗП170 подготовили к испытаниям весной 1978 г. В их состав вошли:
- многокупольная парашютная система;
- центральная балка с замком ЗКП со срезной чекой, обеспечивающая крепление машины БМД-1 к роликовому оборудованию грузовой кабины самолета Ил-76 и Ан-22 и введение в действие парашютной системы после выхода из самолета;
- лыжи с откидными (складывающимися) панелями;
- система ускоренной расшвартовки;
- два кресла «Казбек-Д» с узлами для крепления их в БМД-1 и привязными системами.
В качестве парашютной системы использовалась серийная МКС-5-128Р с пятью куполами площадью 760 м2 каждый.
Основные элементы средств десантирования ЗП170: 1 — лыжа с откидной панелью; 2 — центральная балка.
Система ускоренной расшвартовки служила для быстрого отсоединения средств десантирования (лыж и подвесной системы) от машины после ее приземления. Отсоединение осуществлялось при помощи пиротехнических замков.
Лыжи предназначались для передвижения машины БМД-1 по роликовому оборудованию грузовой кабины самолета Ил-76 или Ан-22 либо по транспортеру ТГ-12М самолетаАн-12. Лыжи со складывающимися панелями служили и амортизирующим устройством для уменьшения воздействия перегрузок на членов экипажа при приземлении. Заданные вертикальные перегрузки на корпусе машины и на креслах составляли до 20 g при приземлении и до 10 g при приводнении.
Если в парашютно-реактивной системе работа тормозной двигательной установки позволяла уменьшить скорость снижения перед приземлением почти до нуля и тем самым значительно снизить ударные перегрузки, то при использовании многокупольной парашютной системы скорость приземления составляла до 8 м/с — требовались новые решения. Высота амортизации должна была быть значительно больше той, которую обеспечивали амортизационные панели лыж системы ПРС-915 (ПРСМ-915). В то же время БМД-1 должна была сохранять возможность движения своим ходом на максимальном клиренсе при загрузке в самолет с лыжами, укрепленными под днищем. Это заставило выполнить лыжи в виде складной конструкции из двух частей (опорной лыжи и откидной панели), шарнирно соединенных по длине. При подготовке к десантированию опорная лыжа жестко крепилась под днищем БМД-1, а откидная (точнее, складывающаяся) панель при установке в самолет поджималась к днищу машины. В ходе десантирования после выхода из самолета парашютная система расчековывала складывающуюся панель, та поворачивалась вокруг ребра и прижималась снизу к опорной лыже, увеличивая высоту (рабочий ход) амортизации. Заполнителем, как и в лыжах ПРСМ-915, служил пенопласт.